Анализ педагогической сущности процесса исполнения уголовного наказания показывает, что наиболее значимыми проблемами в этой области знания в настоящее время являются исследование воспитательной функции уголовного наказания с позиций системно-структурного подхода, разработка теории и методики перевоспитания личности правонарушителя в процессе исполнения уголовного наказания и ее нравственно-правовой ресоциализации. Для решения этой задачи явно недостаточно данных, полученных в результате уже проведенных исследований. Теоретические выводы, сделанные, в частности, М.П. Прокоповым, основываются на теории информации, причем в основу процесса нравственного перевоспитания осужденных положена идея компенсации воздействий на них. Экстенсивный характер процесса нравственного воспитания, в трактовке М.П. Прокопова, кроме всего прочего затрудняет его практическую организацию.
Недостаточно исследованной в пенитенциарной педагогике остается область противоречий в нравственно-правовом воспитании как источника и движущей силы нравственно-правовой ресоциализации осужденных. Эти противоречия могут быть осмыслены при изучении взаимосвязи компонентов личности в ходе ее ресоциализации, уточнении особенностей формирования отдельных компонентов, выяснении их взаимозависимостей в ходе решения различных задач перевоспитания, взаимосвязи перевоспитания и самовоспитания личности в процессе уголовного наказания — все перечисленное имеет важное значение для выстраивания динамичной системы нравственно-правового перевоспитания осужденных в процессе исполнения уголовного наказания с ориентацией на конечные результаты — ресоциализацию преступника.
Вызывает возражение стремление исследователей и практических работников ИТУ не оставлять каких-либо временных и пространственных пауз в потоке воспитывающих воздействий на осужденных, привычная установка на непременное их заполнение этической информацией и другими «воспитывающими» воздействиями, что вступает в противоречие с самой природой нравственного перевоспитания и его психологическими механизмами. Существует объективная взаимосвязь между направленностью, содержанием, характером внешних воздействий на личность осужденного и состоянием, содержанием, структурой внутренней нравственной сферы личности, ее направленностью. Эта диалектическая взаимосвязь состоит в том, что нравственная сфера личности определяется содержанием и характером внешних воздействий на нее, от которых в немалой степени зависит степень и глубина их принятия личностью. Вместе с тем отношение к внешним воздействиям обусловливается не только их содержанием и характером, но и степенью социальнонравственной запущенности личности, состоянием внутренней нравственной сферы правонарушителя как субъекта перевоспитания, его избирательным отношением к воздействиям внешнего мира.
Влияния извне не вызывают у осужденных однозначного отношения и поведения, а преломляются через их социальный, (криминальный) опыт, потребностно-мотивационную сферу. Понимание этого заставило пенитенциарных психологов и педагогов обратиться к изучению внутреннего мира личности. В 70-е -80-е гг. исследовались стимулы и мотивы социальной деятельности осужденных в процессе исполнения уголовного наказания, их нравственные понятия и суждения, система социальных отношений (Ю.В. Гербеев. В.Ф. Клюкин, В.Ф. Пирожков, Н.С. Фомин).
В исследованиях различных аспектов перевоспитания личности осужденного в процессе уголовного наказания заметно нарастают интегративные тенденции. В работах В.Г. Деева и Л.А. Высотиной справедливо подчеркивается, что решающим условием эффективного перевоспитания осужденных является их активная социальная деятельность. М.П. Стурова убедительно показала, что нравственное влияние уголовного наказания проявляется через всю систему воспитательной работы МТУ, содержание, формы, методы исполнения уголовного наказания, совокупность тех реальных отношений, которые возникают на их основе в процессе перевоспитания.
В пенитенциарных исследованиях конца 70-х — начала 80-х гг. все настойчивее звучат идеи о единстве процессов взаимосвязанного формирования основных структурообразующих компонентов нравственной сферы личности правонарушителя. В основе понимания сущности нравственного перевоспитания в процессе исполнения уголовного наказания лежит идея единства трех компонентов личности: морального сознания, чувств и привычек социального поведения; единства мировоззрения, нравственного сознания и поведения; единства знаний, убеждений и поведения. При этом имеется в виду, что нравственное перевоспитание — двусторонний процесс, в котором личность преодолевает отрицательные стереотипы поведения, отказывается от асоциальных нравственных норм («преступной» морали) и активно формирует социально-нравственные качества на основе общественной морали. Однако внутренние связи между этими компонентами в процессе нравственного перевоспитания изучены недостаточно. Вместе с тем мы не считаем последнее обстоятельство сколько-нибудь серьезным основанием для того, чтобы отказываться от самой идеи взаимосвязанного формирования основных структурообразующих компонентов нравственной сферы (нравственного облика) личности, недооценивать роль нравственного просвещения, формирования нравственного сознания.
В начале 80-х гг. в работах В.М. Литвишкова и Н.С. Фомина были сделаны попытки выяснить, как соотносятся между собой нравственные знания, убеждения и нравственный опыт осужденных. Значительные успехи в изучении соотношения нравственных знаний и поведения, выявлении причин противоречий между ними и определении условий их единства достигнуты благодаря исследованиям, проведенным под руководством Пищелко А.В. коллективом общественной лаборатории по проблемам перевоспитания осужденных (при кафедре психологии и педагогики деятельности ИТУ ВИПК МВД СССР) В 1988 — 1990 гг.
В свое время Л.А. Высотина пришла к выводу о существовании двусторонней связи между нравственными знаниями и поведением: обучение навыкам деятельности и поведения базируется на усвоенных знаниях о морали, а завершается осознанием уже своего личного опыта, его нравственного содержания, мотивов поведения (Высотина Л.А., 1977). В наших исследованиях нравственная ресоциализация личности рассматривается как процесс (и результат) изменения сознания, чувств и поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов самовыражения личности в деятельности и поведении.
Однако решающая роль сферы потребностей и мотивов личности в поведении и реализации ее нравственных знаний пока раскрывается явно недостаточно. Нравственное знание проходит процесс мотивации, соотносится с потребностями, от которых зависит образование личностного смысла нравственных знаний, превращение их во внутренний регулятор поведения. При наличии необходимых объективных обстоятельств, воли и других субъективных условий нравственное знание, прошедшее этап мотивации и ставшее нравственным убеждением, реализуется в поведении. К настоящему времени психолого-педагогические механизмы формирования нравственных убеждений у осужденных достаточно широко исследованы А.В. Будановым (1983) иА.В. Пищелко (1991, 1992). Интенсивно разрабатываются вопросы теории и методики определения уровней нравственной воспитанности осужденных (Н.С. Фомин, 1994). Опираясь на теорию ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности (Л.И. Рувинс-кий), теорию персонификации нравственного воспитания (И.Ф. Харламов), глубоко и всесторонне изучаются объективные и субъективные факторы нравственной ресоциализации личности в процессе перевоспитания и их взаимодействия, разрабатывается на этой основе теория эффективного нравственного перевоспитания и ресоциализации личности. По этой теории, реальный процесс нравственного перевоспитания протекает в системе развивающихся отношений осужденных, которые складываются, проявляются и формируются в различных видах деятельности и общения.
Под влиянием администрации ИТУ осужденные получают нравственные знания, понятия, ориентации, вырабатывают нравственные отношения, накапливают опыт социально-нравственного поведения. Осмысление своих отношений и их (осужденных) практического взаимодействия между собой, а также реконструкция отношений на основе новых нравственных понятий — необходимые условия нравственного перевоспитания и самовоспитания осужденных, так как субъективное отношение личности выражается в ее желаниях, стремлениях, чувствах, мотивах, поведении. Вместе с тем преобладание функционального подхода к исследованию проблем перевоспитания осужденных приводило к тому, что одни исследователи акцентировали внимание на изучении процесса правового воспитания, другие -процесса и механизма нравственного воспитания и самовоспитания осужденных. Покомпонентный анализ ориентировал исследователей на выбор приоритетных направлений перевоспитания, формирование нравственного сознания или нравственного поведения. Однако противоречия между уровнем развития нравственного сознания осужденных и нравственным поведением не удавалось в должной мере объяснить и использовать для построения целостного процесса нравственного перевоспитания главным образом из-за неточности выбора исследовательских координат.
Концепция нравственного воспитания осужденных, опирающаяся на опережающее развитие нравственного сознания (Н.П. Прокопов), была в 80-е гг. дополнена концепцией нравственного развития личности правонарушителя через накопление опыта нравственных отношений в ее жизнедеятельности (А.В. Пищелко, М.П. Стурова). Суть процесса нравственного воспитания рассматривалась как организация деятельности, приобретение опыта нравственного поведения, формирование новых, более социально значимых мотивов и способов поведения. В то же время ряд исследователей пытались выявить такой интегративный компонент личности, который мог бы послужить основой системы и процесса перевоспитания. В одном случае таким компонентом представлялась направленность личности (В.Г. Деев), в другом — ее качества (В.А. Семенов, А.И. Ушати-ков). в третьем — нравственное сознание (В.М. Литвишков).
И тем не менее в этот период все более отчетливо прослеживалась тенденция к комплексному, системному изучению процессов перевоспитания осужденных (А.В. Пищелко, М.П. Стурова). Особое значение придавалось положению, что определяющим фактором перевоспитания в процессе исполнения уголовного наказания должна выступать организация социальной деятельности как источник формирования социально-нравственного опыта, социальной направленности личности. Усиление интегративной тенденции стало следствием постепенного осознания пенитенциарными педагогами и психологами недостаточности прежних подходов к исследованию проблем перевоспитания осужденных вообще и нравственного их перевоспитания в частности, выражением общественной потребности в ресоциализации личности правонарушителя.
Эта тенденция оказалась наиболее устойчивой и плодотворной. От воздействия на отдельные компоненты личности (сознание, чувства, потребности, мотивы, поведение), преодолевая односторонность такого подхода, следовало перейти к воздействию на личность в целом, к управлению процессом ее ресоциализации, к сотрудничеству администрации ИТУ и осужденных, направленному на взаимосвязанное формирование всех основных структурообразующих компонентов социально-нравственной сферы личности последних. Опираясь на прогрессивное наследие прежних лет и требования времени, нами была предпринята попытка преодолеть сложившиеся стереотипы в представлениях о процессе исполнения уголовного наказания как факторе, формирующем преимущественно законопослушное поведение (в условиях ИТУ), которое затем закрепляется и реализуется в жизнедеятельности бывшего осужденного на свободе. Практический и научный опыт решения этой проблемы убеждает нас в неэффективности такого пути. Кризис исправительно-трудовой системы показал, что она не добилась сколько-нибудь серьезного результата в ресоциализации правонарушителей. Карательно-трудовая направленность исполнения уголовного наказания (исправление правонарушителя путем принуждения его к законопослушному поведению и участию в трудовой деятельности) существенно ограничивает влияние на него других, не менее важных факторов перевоспитания: содержания и характера отношений, социальной и нравственно-правовой деятельности осужденных, их общения друг с другом. А ведь жизнедеятельность правонарушителей в период исполнения уголовного наказания не сводится лишь к усвоению правовых норм и их воспроизведению в поведении (под давлением администрации).
Осужденные и в ИТУ остаются живыми людьми, со своими интересами, потребностями, стремлениями. Однако именно в процессе исполнения уголовного наказания взаимодействие и общение осужденных ограничено. В общении доминирует система «администрация — осужденный», выступающая в качестве канала и средства информационного обмена между ними и воспитательного воздействия на правонарушителя и только при определенных условиях — как способ сотрудничества.
В исправительно-трудовой системе сложилась парадоксальная ситуация: хотя общение — один из важнейших факторов нравственного воспитания (А.В. Мудрик, 1990), в процессе исполнения уголовного наказания общение осужденных принимает криминогенный характер (А.Н. Сухов, 1993). В нравственно-правовом воспитании осужденных действие этого фактора весьма ограничено и по функциям и по сферам проявления. Наш анализ 375 воспитательных мероприятий, проведенных в различных исправительно-трудовых учреждениях, показал, что нравственно-правовая деятельность в общении осужденных достаточно ярко проявилась лишь на 13,8%, проявилась средне — на 14%, слабо проявилась — на 15,2% и не проявилась вовсе — на 57% воспитательных мероприятий. Таким образом, общение осужденных (на социально-нравственной основе) и их нравственно-правовая деятельность были эпизодическими, слабыми или не обнаруживались совсем на 86,2% воспитательных мероприятий, что не может не сказываться на нравственной ресоциализации личности осужденных. Мы затронули проблему, решить которую невозможно, ничего по существу не меняя в процессе исполнения уголовного наказания. Дефицит социально-нравственной деятельности и общения, испытываемый осужденными в основной сфере их жизнедеятельности — исполнении уголовного наказания, не может быть восполнен какими-то частичными усовершенствованиями, полумерами. Негативное влияние уголовного наказания на личность осужденного, криминогенный характер его жизнедеятельности, преграды на пути к социально-нравственной деятельности и общению — важнейшие причины криминализации личности осужденного и рецидива преступного поведения. Таким образом, интегративные возможности социально-нравственной деятельности и общения осужденных в процессе исполнения уголовного наказания используются очень слабо. Потребность человека в другом человеке (Сухомлинский В.А., 1971) как одна из основных потребностей человека при этом не удовлетворяется. Радикальное преобразование процесса исполнения уголовного наказания должно начинаться прежде всего с обеспечения гуманистических начал, создания оптимальных условий для формирования когнитивно-познавательного, эмоционально-волевого и практически-деятельностного компонентов, из которых структурируются элементы нравственных основ личности.
А следовательно, необходимо устранить и препятствия социально-нравственной деятельности и общению осужденных в процессе исполнения уголовного наказания, предметом которого выступали бы в их единстве система нравственно-правовых знаний, законопослушное поведение социально-нравственные отношения и опыт социальной деятельности, что создает условия для нравственно-правового перевоспитания и ресоциализации личности осужденного. Для решения данной проблемы требуется методологически правильно решить вопрос о создании новой воспитывающей ситуации в процессе исполнения уголовного наказания.