Социологический психологизм во франции

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Формирование основных идей и концепции социологического психологизма во Франции осуществлялось под мощным воздействием традиций французской социальной философии и психологии, а также философско-социологических воззрений О. Конта и его последователей.

Наиболее значительный вклад в создание и становление социологического психологизма во Франции внесли Г. Тард, Э. Дюркгейм, И. Тэн, Г. Лебон и др.

Большое влияние на формирование и развитие социологического психологизма оказал один из основателей этого направления, французский криминалист н социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард (1843—1904).

По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют меж-индивидуальные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать личные особенности, которые одни только реальны, одни только истинны и которые постоянно бродят внутри каждого общества, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами».

Такая интерпретация основании социологии неизбежно вела к утверждению ее статуса как «интерпсихологической» дисциплины. И в теории Тарда социология действительно почти отождествлялась с «интерпсихологией». Более того, рассматривая психологию в качестве базиса социологии, Тард был убежден, что прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться и определяться ее возрастающей психологизацией.

Психологизируя социологию, Тард ориентировался, главным образом, на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межпндиви-дуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать основных социальных фактов надо не исключительно от внутреннемозговой психологии, но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая изучает происхождение сознательных отношении между несколькими, прежде всего двумя индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые социальные явления…», составляющие необходимую основу всех социальных отношений.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Согласно теории Тарда, тремя основными социальными процессами являются: повторение (подражание), противоположение (оппозиция) и приспособление (адаптация).

Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим законам. В качестве таких законов он ввел в западную социологию «законы подражания» — ядро его общесоциологической теории подражания.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление люден к подражанию. «Первичный социальный факт,— подчеркивал Тард,— состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору».

Настаивая на том, что «все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера», Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям».

Эти утверждения представляют собой, по существу, формулировку именно того, что сам Тард именовал «законами подражания».

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделяя особое внимание его источнику и механизму действия.

Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание, а также знание, основанное на новой комбинации уже существующих идей. А знание в общем и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Наряду с изложением этих соображений Тард особенно подчеркивал, что глубинная причина общественного прогресса — подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение, потребность в нем «сводимо… к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой — поскольку благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества.

Идейная сущность этой концепции и «законов подражания» достаточно определенно была выражена самим Тардом, утверждавшим в качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард объяснял тем, что, по его наблюдениям, «любое, самое незначительное нововведение стремится распространиться по всей сфере социальных отношений,— при этом по направлению от высших классов к низшим». (Хотя в истории, как известно, довольно часто случалось и обратное.)

В целом для учения Тарда характерно сведение значительного многообразия социальных отношений лишь к одной из их разновидностей — отношению типа «учителя— ученика в ряду ситуаций». Эта элементарная схема и тардовская типология подражания и поныне используются многими современными западными социологами, утверждающими, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и обдуманное подражание.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется преимущественно верованиями и хотениями, являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия люден. По его мысли, именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и взаимноограничиваемых верований и хотений организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей.

Идеалистическая трактовка Тардом общества и «законов подражания» существенно искажала картину социальной реальности. Но вместе с тем следует отметить, что в отличие от многих своих предшественников Тард сумел приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач социологии должно быть изучение социального взаимодействия.

Этому вопросу Тард уделил немало внимания. В значительной мере оно отразилось в разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после подражания) основного социального процесса.





Комментарий к статье