Социологический психологизм в США

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Становление американской социологии вообще и социологического психологизма в частности в значительной мере обусловливалось идеями и концепциями европейской социологии, которые на протяжении длительного времени были образцом социологического теоретизирования.

Социологический психологизм в социальной мысли США выступил в роли одной из первых устойчивых интеллектуальных традиций психологически акцентированного исследования и объяснения социальных проблем. Значительный вклад в ее становление и развитие внесли видные деятели буржуазной социологической мысли Л. Уорд, У. Самнер, А. Смолл, Ф. Гиддингс, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Мак-Дугалл, Э. Росс, Ф. Знанецкий, У. Томас и многие другие социологи.

В числе первых немарксистских исследователей социальных проблем, пытавшихся дополнить теоретические воззрения биолого-эволюционистской школы анализом психических механизмов развития и функционирования общества, был один из основоположников социологического психологизма, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники и первый президент Американской социологической ассоциации Лестер Уорд (1841—1913).

Социологические воззрения Л. Уорда сформировались под влиянием позитивистских идей О. Конта и биологического эволюционизма Г. Спенсера. Однако в некоторых принципиальных вопросах теории и методологии Л. Уорд все же сумел преодолеть установки родоначальников западной социологии.

Отказавшись от некоторых крайностей биологизма Г. Спенсера, Уорд выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, и в первую очередь волевых импульсов.

Такое видение эволюции человечества естественно предполагало и иное, отличное от предшествующих, понимание предмета и задач социологии.

Трактуя социологию как дисциплину, изучающую достижения человеческих действий (культуру), Уорд подчеркивал исключительную роль желаний, эмоций, чувств, интересов, верований и идей индивидов, т. с. совокупности мотивов этих действий.

Уорд был, пожалуй, первым немарксистским социологом, стремившимся к созданию целостной психосоциологической системы социальной науки. Эта система являлась попыткой обобщения общественной роли психических факторов, обеспечивающих, по его мнению, прогресс человеческой цивилизации.

Анализируя исходные исследовательские принципы и предметную область социологии, Уорд подчеркивал, что «все то, что не служит исключительно для содействия жизненным функциям, должно относиться к уму и входить в область психологии». И эту ультрапсихологическую идею он весьма последовательно проводил в различных своих сочинениях.

В книге «Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках» (1891) Уорд, например, разрабатывал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. При этом он полагал, что желание быть счастливым есть «основной стимул всех общественных движений и это желание поддерживало все прошлые моральные и религиозные системы».

Важной частью социологии Уорда стало его учение о сущности универсальных социальных сил. К «существенным общественным силам» он относил «силы предохранительные» — «положительные» (вкус и стремление к удовольствию) и «отрицательные» (стремление избежать страдания), а также «силы воспроизводящие» — «прямые» (половые и любовные желания) и «непрямые» (родительские и родственные чувства).

Исходя из того, что силы общественные есть силы психические, а потому и социология должна иметь пси хнческий базис, Уорд объяснял мотивы группового поведения действием ряда «психических сил», которые относились им к сфере мотивации поведения личности и не могли охватывать всей совокупности социальных факторов, влияющих на формирование этой мотивации.

Уорд особенно подчеркивал, что «психические силы», «великий психический фактор» предшествовавшие ему исследователи социальных проблем просто упустили из вида и что это упущение должно быть преодолено в сто новой социологии.

В этой связи он счел необходимым обратить внимание на личностную проблематику. Основой всех действий личности, своего рода «первоначальной социальной силой» Уорд считал «желания», выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется, по Уорду, вокруг двух основных желаний — удовлетворения голода и жажды и половых потребностей, отражающих стремление к продолжению рода. Этими комплексными желаниями, по Уорду, обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды.

Акцентируя исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития, Уорд вместе с тем отмечал противоречивость человеческого существования. В частности, он неоднократно подчеркивал, что прирожденные интересы человека действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, «бросаются друг на друга», и что в этой сфере идет постоянная борьба за существование. В результате, по мнению Уорда, единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла явиться лишь первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма — групповое чувство безопасности.

Согласно концепции Уорда, человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой цивилизации. При этом в доктрине Уорда обман выступал как специфическая разновидность труда. По его мысли, на первых ступенях эволюции человек обманывал животное, чтобы убить его и съесть, а сейчас он обманывает людей для приобретения богатства и удовлетворения .своих желаний.

Помимо «желания», поведение человека, как утверждал Уорд, определяется также и «репродуктивными силами», к которым он относил, в частности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненависти). В природе этих сил Уорд усмотрел и источник неравенства, существенный элемент которого — неравенство между мужчиной и женщиной — определяется, по его мнению, совокупностью всех иных неравенств.

Особое внимание в социологии Уорда уделялось психическим факторам цивилизации, которые описывались им с невиданной ранее полнотой и тщательностью.

По Уорду, психические факторы цивилизации слагаются из трех основных групп: субъективных, объективных и синтеза социальных факторов. При этом Уорд полагал, что «явления, обнимаемые чувством, относятся к субъективной психологии, а явления, обни-маемаемые интеллектом,— к объективной психологии».

Об общем подходе Уорда к формированию системы представлений о психических факторах цивилизации свидетельствует то, что к субъективным факторам в числе прочих он относил, например, различные отрасли философии, к объективным — женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов — экономию природы и экономию духа.

Существенно психологизируя социологическую теорию, Уорд потратил немало усилий на разработку концепции «социогении», которая, как он полагал, представляет собой высшую качественную ступень эволюции всего сущего. Так, в результате рассмотрения основных этапов космо-, био- и антропогенеза Уорд сделал вывод, согласно которому главные цели эволюции (биологический уровень) и общества (социологический уровень) совпадают: это — «усилие». Таким образом, по Уорду, социогения синтезирует все природные и социальные силы, обладая к тому же неким чувством и целью.





Комментарий к статье