Социологический психологизм во франции

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В становлении западной социологии и ее исторической судьбе очень важную роль сыграла выдвинутая Дюркгеймом программа «социологизма», обосновывавшая специфичность и самостоятельность социологии как особой социальной науки.

По мнению Дюркгейма, объектом социологии является социальная реальность, в силу чего социология должна обладать более значимым статусом, нежели иные человековедческие и обществоведческие дисциплины. Отстаивая научный статус социологии, Дюркгейм приложил немало сил, чтобы обосновать необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений и применения в социологии объективных познавательных методов.

Стремясь разработать социологические методы познания в соответствии с высокими критериями естественнонаучных методов, Дюркгейм подчеркивал необходимость дистанцирования социологии от различных философских и социальных доктрин. По его мнению, социология не должна быть «ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической», поскольку, как он полагал, данные доктрины «стремятся не выражать, а прямо преобразовывать факты».

Существенным позитивным результатом изысканий Дюркгейма стало выработанное им понимание социологии как науки, предметом которой является изучение «социальных фактов», выступающих в виде своеобразных элементов социальной реальности.

По мнению Дюркгейма, «социальные явления создаются людьми… Они осуществление присущих нам идей, врожденных или нет, не что иное, как применение их к различным обстоятельствам, отношения людей между собою. Организация семьи, договорных отношений, репрессивных мер, государства, общества является, таким образом, простым развитием идей, имеющихся у нас насчет общества, государства, справедливости и т. д. Вследствие этого эти и аналогичные им факты, по-видимому, существуют лишь в идеях и благодаря идеям, которые являются их источником, а поэтому и истинным предметом социологии».

Под «социальными фактами» Дюркгейм понимал «всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе распространенный на всем протяжении данного общества, но имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений…».

В качестве главных признаков «социального факта» Дюркгейм принимал его безличность, необходимость, объективность, принадлежность целому, принудительный характер и способность оказывать внешнее давление на индивида.

Принципиально важным моментом социологии Дюркгейма была интерпретация им «социальных фактов» как особого класса внеиндивидуальных явлений и процессов социальной реальности. Отмечая, что «социальные факты» как «образы мыслей, действий и чувствований обладают тем замечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний», Дюркгейм особенно акцентировал необходимость рассматривать «социальные факты» «как веши» и объективно трактовать их причины и функции.

Характеризуя природу социального факта, Дюркгейм отмечал, что «если способ поведения, существующий вне индивидуальных сознаний, делается общим, то он может стать таким лишь с помощью принуждения… Каждый социальный факт распространяется подражанием… он имеет наклонность сделаться общим, но это потому, что он социальный, т. е. обязателен».

Подчеркивая жесткий, нормативный характер данной процедуры, Дюркгейм обращал внимание на то обстоятельство, что любая попытка индивида «противиться одной из этих коллективных манифестаций» приведет к тому, что «отрицаемые им чувства обратятся против него».

Принудительное воздействие «социальных фактов» на индивида принималось Дюркгеймом как одно из решающих доказательств неправомерности сведения социального к индивидуальному и ошибочности трактовки общества как простой суммы индивидов. Справедливо придавая исследованию «социальных фактов» весьма большое значение, Дюркгейм тем не менее не создал достаточно четкой классификации их. В общем, в качестве «социальных фактов» он принимал, главным образом, различные типы поведения, мышления, чувствования и намерения, реализующиеся в широком диапазоне форм общественной жизни.

К числу наиболее фундаментальных и актуальных проблем социологии Дюркгейм относил изучение духовной коллективности (в том числе и фактов коллективного сознания), которая обозначалась им как коллективные представления.

Согласно Дюркгейму, «коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений накопляли свой опыт и свои знания. Поэтому в них как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида».

Настаивая на несводимости разума к индивидуальному опыту, Дюркгейм утверждал, что формирование коллективных представлений в значительной мере обусловливается тем, что в основе наших суждений имеется известное число существенных понятии, которые соответствуют наиболее всеобщим свойствам вещей и управляют всей нашей умственной жизнью. Поддержав известную философскую идею о существовании «категорий разума» (время, пространство, род, число, причина, субстанция, личность и т. д.), Дюркгейм дополнил ее учением о «концептах» — вырабатываемых коллективным умом, устойчивых общезначимых общих понятиях и идеях, отражающих содержание логической мысли как продукта коллективных представлений. Учение о концепции было призвано отразить мнение Дюркгейма о том, что именно социальная жизнь является подлинным источником логической жизни, которая начинается с создания концептов и «категорий разума» как социальных продуктов «коллективной работы общества».

Подчеркивая необходимость и значение концептов и категорий для жизни общества, Дюркгейм отмечал, что «… если бы в один и тот же период истории люди не имели однородных понятий о времени, пространстве, причине, числе и т. д., всякое согласие между отдельными умами сделалось бы невозможным, а следовательно, стала бы невозможной и всякая совместная жизнь. В силу этого общество не может упразднить категорий… заменив их частными и произвольными мнениями, не упразднивши самого себя. Чтобы иметь возможность жить, оно нуждается не только в моральном согласии, но и в известном минимуме логического единомыслия, за пределы которого нельзя было бы переступать по произволу».

Разрабатывая психосоциологическую концепцию общественной обусловленности человеческого сознания, Дюркгейм выступал как оппонент атомистической психологии Г. Тарда. Различие исследовательских подходов и интерпретаций Дюркгейма и Тарда особенно рельефно проявилось в их учениях о природе и сущности социальных групп и общества.

Подчеркивая специфику социальной группы и группового сознания, неправомерность сведения социальных закономерностей к неким индивидуальным моментам, Дюркгейм справедливо утверждал, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе».

Отказавшись от понимания сущности социальных общностей как механической суммы их членов, Дюркгейм пришел к выводу, что общество представляет собой особую социальную систему, производящую человеческих индивидов. Утверждая, что индивид является продуктом общества, Дюркгейм последовательно боролся с концепцией Тарда, предполагавшего, что общество есть продукт взаимодействия индивидов.





Комментарий к статье