Как уже указывалось, мышление является одной из форм активности личности и опирается на ее волевые качества. Чем выше волевая активность человека в процессе мышления, тем продуктивнее оно протекает. Общеизвестно, что во всех тех случаях, когда человек действительно захочет решить стоящую перед ним задачу, он решает ее, если, конечно, ее решение вообще является возможным для него. И наоборот, даже вполне посильную и не очень трудную задачу человек не может решить, если он не проявит должных усилий. В волевых усилиях родится творческая мысль.
Несколько менее ясно, на первый взгляд, выступает роль чувства и мышления. Иногда кажется, что мысль протекает в чисто рассудочном, холодном, так сказать, плане и что чувство мешает мысли. В действительности дело обстоит далеко не так. Бывают, конечно, случаи, когда чувства могут дезорганизовать мысль, лишить ее необходимой последовательности, привести человека к слишком поспешным, а потому и неверным выводам. Однако это имеет место лишь в тех случаях, когда чувства носят аффективный характер. Чувства же, не выпадающие из-под контроля ясного сознания, способствуют мышлению: они повышают активность мысли, придают ей инициативность.
Л. Н. Толстой совершенно справедливо утверждал, что целесообразность оставления Москвы была подсказана Кутузову чувством патриотизма. «Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений, — пишет Лев Николаевич, — лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».