НАВЫКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В психологической литературе длительное время удерживалось деление навыков на сенсорные и двигательные. Надо сказать, что такое деление вряд ли можно признать научно обоснованным. Общеизвестно, что всякий навык всегда включает в себя наряду с сенсорными двигательные моменты. Возьмем в качестве примера такой вид гак называемого сенсорного навыка, как прием радиограммы на слух. Когда наблюдаешь за работой ра-диста-слухача, то остается впечатление, что его двигательная сфера находится в полном покое, в работе же участвует только слух. Такое впечатление, однако, надо признать безусловно ошибочным. Дело в том, что работа нашего уха осуществляется через движение. Испытывая ритмически следующие друг за другом удары звуковых (воздушных) волн, барабанная перепонка приходит в движение, которое передается на систему косточек, затем во внутреннее ухо, оттуда в кортиев орган, а через него в височные доли больших полушарий головного мозга. Роль двигательных процессов не менее ясна и при формировании навыков, опирающихся на зрительные анализаторы. Мы знаем, какие сложные движения проделывает наш глаз на строке в процессе чтения и письма.

С другой стороны, нет таких навыков, которые не содержали бы в себе сенсорных, чувствующих, компонентов. «Двигательная область коры,— пишет И. П. Павлов,— есть прежде всего рецепторная, такая же, как и остальные области: зрительная, слуховая и другие» (И. П. Павлов, Полное собр. соч., над. Академии наук СССР, 1951, т. III, 2, стр. 228). Это значит, что ей (двигательной области) присуща функция анализа раздражений, идущих от афферентных клеток мышц, участвующих в процессе формирования так называемых двигательных навыков.

Учитывая сказанное, нам представляется более правильным делить навыки по характеру основных, ведущих, анализаторов, участвующих в рабочем процессе. С этой точки зрения можно разделить навыки на экстеро- и проприоцептивные. К экстерорецептивным навыкам могут быть отнесены навыки, образующиеся с таких анализаторов, как глаз, ухо и др. Примером таких навыков могут быть прием радиограммы на слух, чтение и др. К проприоцептивным же навыкам следует отнести навыки, образованные с кинестетических анализаторов, типа заряжания и стрельбы, ружейных приемов, передачи радио знаков к т. п. Деление навыков по видам ведущих анализаторов находит свое основание в разной подвижности экстерорецепторов в сравнении с проприоцепторами, а так же и в своеобразии корковых концов этих анализаторов: корковые концы таких анализаторов, как зрение, слух и др., лежат в чувствующей зоне коры, корковые же концы кинестетических анализаторов располагаются в двигательной зоне.

Может показаться, что, отказываясь от деления навыков на сенсорные и двигательные и переходя к делению их по признаку ведущих анализаторов, мы не вносим ничего нового в вопрос, кроме названия. В самом деле, ведь в проприоцептивные навыки входят такие, как стрельба, строевые занятия, ружейные приемы, радиопередача и т. п., то есть двигательные. Дело, однако, в том, что при делении навыков на сенсорные и двигательные мы противопоставляем ощущение движению. Такое же противопоставление ненаучно и противоречит павловскому пониманию вопроса. С точки зрения учения И. П. Павлова кинестетические анализаторы несут с собой не только двигательную, но и сенсорную функцию.





Комментарий к статье