НАВЫКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Классификация навыков может быть проведена и по другому признаку, по видам деятельности. Рассматривая навыки под этим углом зрения, можно выделить: трудовые, спортивные, строевые и др.

К трудовым относятся навыки, связанные с саперной деятельностью, военным строительством разного рода и т. д. К строевым навыкам — повороты, переползания, преодоление препятствий, ружейные приемы и др. К спортивным навыкам — игра в футбол, волейбол, баскетбол, лыжный спорт и др.

Среди навыков выделяются часто в особую группу так называемые интеллектуальные навыки, т. е. навыки, сопровождающие труд людей интеллигентного труда. Такое выделение имеет смысл, нам кажется, так как в интеллектуальных видах деятельности автоматизируются не действия, а способы использования накопленных знаний и умений. Возьмем в качестве примера решение тактических задач опытным офицером. К навыкам, сопровождающим этот вид деятельности, будут относиться такие, как уменье оценить местность, соотнести ее с имеющейся в его распоряжении военной технике, наметить план огневой защиты и т. п.

Ввиду того, что навыки, сопровождающие собой решение интеллектуальных задач, представляют собой не что иное, как ставшие привычными интеллектуальные операции, их природа остается второсигнальной, чего нельзя сказать о других, не интеллектуальных навыках. В самом деле, если мы возьмем, допустим, навык в радиоприеме, то увидим, что в его основе лежат слухо-двигательные и рече-двигательные, первосигнальные преимущественно, процессы. При начале формирования навыка приема на слух радиосигналов он характеризовался ясно выраженными чертами второсигнальности. Но по мере упражнений контроль вторых сигналов ослабевал и руководство системой действий переходило постепенно к проприоцепторам, т. е. к первой сигнальной системе. Если же мы обратимся к так называемым интеллектуальным навыкам, то увидим, что там не происходит передачи со второй сигнальной системы на первую; действие хотя и становится привычным, тем не менее оно остается второсигнальным.

В нашем языке наряду со знаниями и навыками широко используется термин уменье. Употребляют этот термин в разном значении. Умением называют часто высокую степень овладения людьми какой-нибудь специальностью. Так, например, об офицере говорят, что он умело провел ту или иную боевую операцию, о лекторе — что он умело прочел лекцию и т. д. Но иногда под умением понимают деятельность, которая только что началась своим формированием (К. Н. Корнилов). Иногда умение отождествляют с понятием «навык» и т. д. Мы под умением будем понимать приобретенную в процессе обучения способность человека оперировать имеющимися у него знаниями и навыками. С этой точки зрения всякий человек, овладевший в какой-нибудь мере той или иной деятельностью, может быть охарактеризован, как умеющий делать это, но только степень этого уменья может быть самой различной — от первых робких шагов до мастерства.

В таком понимании умения находит, нам кажется, оправдание любое, закрепившееся в нашей речи употребление этого понятия. Те, кто ставит знак равенства между навыком и умением, правы в том отношении, что они подчеркивают неразрывную связь между ними. Те же, которые употребляют термин уменье в смысле способности распоряжаться имеющимися у человека знаниями и навыками, подчеркивают правильное положение, что умения без знаний быть не может. И, наконец, те, кто употребляет термин уменье в смысле мастерства, говорят о том, что уменье является той способностью, которая может проявляться на разных уровнях его развития.





Комментарий к статье