СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Как указывалось, при помощи слуха мы не только слышим звуки, но и локализуем их в пространстве. Установление места звука в пространстве определяется бинауральностью нашего слуха, т. е. тем, что мы слушаем не одним, а двумя ушами одновременно. Этим и объясняется, что люди, у которых поражено одно ухо, с трудом определяют место источника звука. Одним из условий, помогающих локализации звука в пространстве, является то обстоятельство, что звук доходит до каждого из ушей с различной силой. Это явление получило название амплитудного бинаурального эффекта (амплитуда’ волны — показатель силы звука). Амплитудный бинауральный эффект помогает нам локализовать в пространстве звуки высоких частот.

Помимо амплитудного бинаурального эффекта, локализации звука в пространстве помогает еще то, что звук достигает наших ушей не всегда одновременно: до одного уха он доходит несколько раньше, до другого — несколько позже. Это явление получило название фазового бинаурального эффекта, который проявляется лишь при восприятии звуков невысоких частот (низких звуков).

Звуковысотные пределы человеческого слуха характеризуются следующими показателями: нижний предел лежит около 16—20 герц (Герц — число полных колебаний в секунду), верхний же — между 15 000—20 000 герц. Звуки, частота которых лежит ниже нижнего предела слышимости, носят название инфразвуков; звуки же, частота которых лежит выше верхнего предела слышимости, называются ультразвуками.

Чувствительность уха, как и чувствительность глаза, меняется под влиянием разных условий. Основным условием, повышающим чувствительность нашего слуха, является упражнение. В процессе упражнения развиваются специальные стороны слуха: у летчика развивается уменье слышать тончайшие оттенки в звуках работающего мотора; у наблюдателей-слухачей — уменье улавливать мельчайшие шорохи.

Локализационная способность уха человека также поддается упражнению. Примером высокого развития локализационной стороны слуха, восполняющего недостаток в зрении, может служить описанная проф. Крогиусом игра слепых в городки. «Мне часто приходилось наблюдать, — пишет он, — какое искусство обнаруживают слепые при игре, например, в городки, которая является одним из любимых их развлечений. Поставив городок, слепой хлопает над ним в ладоши и отбегает в сторону. Партнер бросает палку по слышанному звуку, и большею частью так метко, как мы, зрячие, не в состоянии были бы это сделать с закрытыми глазами…»

Высокая способность нашего уха к упражнению должна учитываться в военном обучении, особенно при воспитании разведчиков и наблюдателей. «Наблюдатели-слухачи, — пишет полковник С. Г. Ефаров в брошюре «Наблюдение», — должны уметь ориентироваться ночью и обладать хорошим слухом, чтобы улавливать самые мелкие шорохи и по различным звукам или сигналам определять наличие противника, его силы и характер поведения». Этот же автор приводит случай из Великой Отечественной войны, когда разведчики путем подслушивания установили отход 216-го пехотного запасного полка противника со своего участка обороны.

Из способов, временно повышающих чувствительность уха, надо отметить холодное обтирание лица и шеи. Этот способ дает довольно ощутительные результаты. На эффективность работы нашего уха положительно влияет и форсированное дыхание, предшествующее прислушиванию.

Чувствительность нашего уха снижается утомлением. Следует учитывать, что положение сидя утомляет слух человека значительно меньше, чем положение стоя. По данным исследования, у наблюдателей, находящихся в стоячем положении, к концу вахты чувствительность уха падает в четыре раза, тогда как у наблюдателей, находящихся в сидячем положении, всего только в два раза.

Физиологическая природа слуха раскрывается в резонансной теории. Как указывалось выше, основная мембрана улитки состоит из ряда параллельно расположенных и связанных между собой волокон. Таких волокон насчитывается около 23 500. Волокна эти имеют разную длину. Гельмгольц предположил, что каждое из этих волоконцев отвечает на волну определенной длины. Гипотеза Гельмгольца получила научное обоснование в лаборатории И. П. Павлова, в работах Андреева. Андреев экспериментально показал, что при разрушении у собак верхней части кортиева органа исчезают условные рефлексы на низкие тоны, при разрушении же нижней части кортиева органа исчезают условные рефлексы на высокие тоны.





Комментарий к статье