СЕМЬЯ И ДЕТИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи темы: показать заботу КПСС и Советского государства о детях, об охране материнства; дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, охарактеризовать особенности семейного воспитания, основные условия его эффективности; раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

Все лучшее — детям

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В 1913 г. В. И. Ленин писал: «Детей в школьном возрасте 22%, учащихся 4,7%, то есть почти впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!

Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,— такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». Не лучше обстояло Дело и с охраной здоровья детей. «На каждую тысячу родившихся 269 умирали, не прожив и года; 43 процента малышей не доживали до пяти лет».

Личность начинается в семье

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Начиная изучение этого вопроса учителю надо иметь в виду следующие обстоятельства: десятиклассники уже имеют некоторый опыт воспитания младших братьев и сестер, пионеров и октябрят, детей, живущих в одном дворе; вопрос о воспитательной функции семьи специально рассматривался на одном из занятий, а на многих других — неоднократно затрагивался.

Всестороннее развитие — с первых лет жизни

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Успех воспитания подрастающего поколения немыслим без учета возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей. Физиологи, психологи и педагоги выделяют следующие возрастные периоды развития детей: младенческий — от рождения до одного года, ранний — от одного года до трех лет, дошкольный — от трех до шести лет, младший школьный — от I до IV класса, средний школьный (подростковый) — от V до IX класса, старший школьный (юношеский) — от X до XI класса.

Сила добрых традиций

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Семья имеет многогранную систему внутренних отношений. Характер этих отношений оказывает на развитие детей (даже раннего возраста) очень сильное воздействие. Наиболее плодотворны для них такие внутрисемейные отношения, которым присущи взаимная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости.

Близость с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных отношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.

Ошибки в семейном воспитании

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

«Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Мать и отец-первые воспитатели

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи темы: раскрыть сущность материнства и отцовства как высших ценностей; дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, о своеобразии влияния отца на детей; охарактеризовать пути повышения педагогической культуры родителей.

Основные понятия: материнство, отцовство, педагогическая культура, авторитет родителей.

На раскрытие этой темы отводится три урока. Можно предложить следующий вариант их проведения. На первом уроке в форме беседы учитель излагает материал о матери. Включение учащихся здесь должно быть особенно тактичным. Не следует ставить в пример даже самых достойных матерей .учащихся данного класса. Аналогично проводится и второй урок, где раскрывается роль отца в жизни человека, суть педагогической культуры родителей. Третий урок посвящается чтению учащимися художественных произведений о матери и отце. Его можно также объединить с внеклассным мероприятием. Например, провести вечер «Родительский дом — начало начал». Желательно, чтобы гостями вечера были родители, учителя, общественники.

Матери — главные зодчие человечества

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Урок можно начать следующей беседой.

«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова, принадлежащие писателю-борцу Николаю Островскому, можно поставить эпиграфом к нашему занятию.

Мать… Для каждого человека — большого или маленького, молодого или пожилого — мать — самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам и самое бесценное — жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Ее нежный голос, ее мягкие теплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость. Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот с помощью матери малыш сделал свой первый шаг. И первое слово — «мама». Недели, месяцы, годы она была первой из тех, кто удовлетворял все его потребности, выхаживал, ограждал от невзгод, опасностей. Вместе с тем уже с первых месяцев жизни младенца мать становится для него не только кормилицей и нянькой, но и наставницей, другом, руководительницей, союзницей.

На плечах отца держится мир

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Начиная беседу, учитель может спросить учащихся: «Нет ли в формулировке нашего вопроса преувеличения, как вы ее понимаете в широком и узком смысле? Вдумайтесь еще раз: на плечах отца держится мир…» У учащихся этот вопрос особого затруднения не вызывает, и их ответы обычно сводятся к следующему. Действительно, отцы стоят на страже мира в прямом смысле этого слова. Они охраняют рубежи нашей страны, стоят на боевых постах, дежурят у штурвалов кораблей и подводных лодок. Словом, защита Родины в основном лежит на выносливых плечах мужчины. Но это только часть мужской миссии. Важнейшая и очень ответственная! Правильно будет утверждать, что на отцовских плечах держится мир в более широком значении этих слов. Ведь именно мужчины спасли мир от фашистской чумы. И сейчас мужчины в первых рядах борцов за мир. Они варят сталь, добывают нефть, спускаются в шахты, в. морские глубины, поднимаются в космические выси… И еще очень многое и многое, сложное и неимоверно тяжелое лежит на мужских плечах.

Истоки родительской мудрости

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Рассмотрение воспитательной деятельности родителей будет неполным, односторонним, если не затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей. В одном исследовании родителям был задан вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» Ответы отцов и матерей на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

  1. На матери — 50%
  2. На отце и матери в равной степени — 42%
  3. На отце — 7%
  4. На других членах семьи — 1%

Крен, как видим, далеко не в пользу мужчин. Но разберемся в этих данных подробнее. Раньше, в отцовской семье, воспитание детей являлось обязанностью женщин: матерей, бабушек. Теперь семья стала другой. И то, что в 42% семей воспитанием детей примерно в равной степени занимаются отцы и матери, тоже является внушительным подтверждением коренного преобразования семьи. Вместе с тем это свидетельствует и о сравнительно медленном изменении в перераспределении воспитательных функций. Ведь отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей. Но фактически, как показывают данные, в половине из обследованных семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль.