Рассмотрим данные наших социологических и социально-психологических эмпирических исследований, связанных с изучением таких важных ментальных характеристик, как социальные ценности и нравственные установки, объектом которых стала современная российская молодежь. Эти исследования старшеклассников, студентов, работающей молодежи в Петербурге и городах провинции (Мурманск, Тула, Курск, Смоленск, Ярославль, Саратов, Барнаул, Томск, Чита и др.) были выполнены методом анкетного опроса в 2010-2013 годах*. Как и в других исследованиях 2001-2011 годов (Положение…2002; 2003; Семёнов, 2007; 2009; 2011), главными ценностями молодежи являются семья, здоровье и друзья (см. таблицу 1).
Ценности | Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) | Молодежь провинции, 2010 г. (1603 чел.) | Студенты СПб., 2010 г. (511 чел.) | Студенты провинции, 2010 г. (837 чел.) |
Семья | 78 | 86 | 83 | 87 |
Здоровье | 77 | 77 | 70 | 77 |
Друзья | 63 | 67 | 55 | 67 |
Интересная работа | 43 | 42 | 39 | 45 |
Справедливость | 44 | 52 | 34 | 53 |
Деньги | 44 | 29 | 39 | 25 |
Вера | 16 | 22 | 15 | 23 |
Исследования выполнялись при поддержке гранта СПбГУ № 10.0.197. 2010.
Ценности интересной работы и справедливости в провинции оказались выше ценностей денег, а в Петербурге все эти ценности по значимости практически одинаковы. Более половины молодежи в провинции ориентированы на идеал справедливости и только четвертая часть — на деньги. И в провинции, и в Петербурге интересная работа является ценностью для менее половины молодых людей. Очевидно, что большинство современной молодежи ориентировано на свой микромир (семья, здоровье, друзья). Но в провинции молодые люди все-таки более духовно-нравственно ориентированы (справедливость, вера), а в мегаполисе — более прагматичны (деньги).
Несмотря на то, что замыкает частотную иерархию ценностей вера, как свидетельствуют все наши исследования молодежи и студентов за последние 20 лет, на прямой вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?» — верующими себя всегда называют более 50% опрошенных. В данных исследованиях верующими себя считают 59% молодежи в Петербурге и 63% молодых людей в провинции (2010), а также 59% петербургских студентов (2013) и 67% студентов в провинции (2010). Однако, когда приходится выбирать три-четыре ценности из семи главных жизненных ценностей (это специально предлагает наша методика), вера оказывается на последнем месте. Это свидетельствует о поверхностности религиозного сознания молодежи, хотя идентификация с религией, прежде всего с православием как безусловной культурно-исторической духовной ценностью России, несомненно, существует.
В наших исследованиях молодежи мы выявляли и ментально-ценностную направленность молодых людей, поэтому в анкетном опросе учащейся и работающей молодежи Петербурга в 2010 г. и петербургских студентов в 2013 г. на вопрос «Какое общество вы хотели бы построить в России?» можно было выбрать одновременно не более двух вариантов ответов из шести, которые попарно определяли три базовых менталитета в нашей типологии (православно-российский, коллективистско-просоциальный и индивидуалистско-либеральный). Неожиданно вариант «общество потребления и комфорта» получил меньше всего сторонников (21% в 2010 г. и 14% в 2013 г.). И это при том, что данная характеристика общества уже многие годы усиленно рекламируется и внушается СМИ (см. таблицу 2). Результаты исследования показывают, что молодежь в целом все-таки чаще придерживается духовно-нравственных ценностей, чем индивидуалистско-либеральных.
В контексте авторской концепции полиментальности эти данные свидетельствуют о том, что большее количество выборов студенческой молодежи выражают коллективистско-просоциальный
Ментально-ценностная направленность (варианты ответов) | Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.) | Условный суммарный процент | Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) | Условный суммарный процент |
Общество социальной справедливости | 38 | 55 | 40 | 75 |
Общество честных людей труда | 17 | 35 | ||
Общество правды и добра | 27 | 48 | 41 | 77 |
Общество веры и любви к ближним | 21 | 36 | ||
Общество личной свободы и бизнеса | 37 | 51 | 41 | 62 |
Общество потребления и комфорта | 14 | 21 |
менталитет («общество социальной справедливости» и «общество честных людей труда»), а среди всей молодежи на первом месте оказывается православно-российский менталитет («общество веры и любви к ближним» и «общество правды и добра»). Причем это может происходить осознанно и неосознанно.
Опросы молодежи в возрасте до 30 лет, проведенные сотрудниками НИИКСИ в 2010-2013 гг., показали, что большая часть молодых людей придерживается традиционных в России нравственных норм. Так, несмотря на постоянное информационно-рекламное внушение индивидуализма в ходе рыночных реформ, все-таки, большее число молодых людей идентифицирует себя с коллективизмом, а не с индивидуализмом (см. таблицу 3).
Личностная ориентация | Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) | Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.) |
Скорее, коллективисты | 55 | 48 |
Скорее, индивидуалисты | 24 | 35 |
Затруднились ответить | 21 | 17 |
«Это убийство человека» | Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) | Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.) |
Согласны | 63 | 60 |
Не согласны | 17 | 24 |
Затруднились ответить | 20 | 16 |
По такой острой нравственной проблеме, как искусственное прерывание беременности (аборт), большинство молодых людей поддерживают мнение, характерное для традиционного православно-российского менталитета (см. таблицу 4).
Существует важная и нерешенная на протяжении уже 25 лет этическая проблема нравственного контроля над содержанием (контентом) средств массовой информации, в первую очередь, телевидения. Множество дискуссий, научных исследований, писем граждан и общественных организаций во все государственные инстанции (от министерства культуры до президента) были посвящены этой проблеме, прежде всего, негативному влиянию сцен насилия и порнографии на детей и подростков. Но проблема упорно не решается. Может показаться удивительным, но большинство молодых респондентов, опрошенных нами, выступает за необходимость нравственного контроля над содержанием телевизионных программ, фильмов и рекламы (см. таблицу 5).
Остановимся на актуальнейшей в эпоху насаждаемой западными пропагандистами идеологии глобализма духовно-нравственной теме патриотизма в молодежной среде (см. таблицу 6).
Первое, что бросается в глаза при анализе таблицы, — это то, что очень много затруднившихся ответить. Видимо, респонденты не могут дать однозначного ответа на этот вопрос или им не хочется отвечать откровенно.
«Нравственный контроль необходим» | Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) | Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.) |
Согласны | 63 | 70 |
Не согласны | 18 | 20 |
Затруднились ответить | 19 | 10 |
Личностные ориентации | Молодежь СПб., 2014 г. (1512 чел.)* | Молодежь СПб., 2010 г. (377 чел.) | Молодежь городов провинции, 2010 г. (1603 чел.) |
Патриоты | 50 | 41 | 53 |
Непатриоты | 29 | 28 | 21 |
Затруднились ответить | 21 | 31 | 26 |
Примечание: Автор был консультантом и аналитиком данного исследования, проведенного студентами-журналистами, сотрудниками и корреспондентами петербургского молодежного журнала «Пять углов» (см.: Пять углов. 2014. №5. С. 3).
В любом случае с оценкой своего патриотизма у молодых людей возникают психологические проблемы. Удивляться не приходится, потому что еще с конца 1980-х годов постоянно осуществляется антипатриотический информационно-психологический прессинг на россиян. Пересмотр и негативная переоценка истории России, ее исторических деятелей, событий и побед, перестроечная реальность с ее бесконечными трагедиями и катастрофами, снижением рождаемости, военными конфликтами, нищетой и вопиющим социальным неравенством, а еще «великая криминальная революция». В этой деморализующей атмосфере росла наша молодежь, «облучаемая» красивыми картинками дальнего зарубежья на экранах кинотеатров, телевизоров и компьютеров. Затем бытовая рекламная американизация или «макдональдизация» общества, как назвал этот процесс социолог Дж. Ритцер (Ритцер, 2002), формирование «общества потребления», с реалиями которого на Западе Россия конкурировать не могла. Все это и привело к тому, что только примерно 50% молодых людей считают себя патриотами. Причем, как свидетельствует наше исследование молодежи в Петербурге и провинции, наименьший процент патриотов оказывается среди ориентированных на деньги (43%), а наибольший — среди тех, кто ориентируется на ценности справедливости (56%) и веры (55%).
Опрос 2014 г. показал, что 15% опрошенных считают патриотизм устаревшим понятием. Молодые видят патриотов в основном среди старшего поколения (76%) и военнослужащих (48%), но совсем редко — среди депутатов и чиновников (6%) и предпринимателей (3%), а также (самокритично) и среди студентов (10%). Прежние институты социализации и патриотического воспитания (школа, СМИ, известные личности) утратили значение для молодежи. По данным опроса, ныне главными источниками воспитания патриотизма выступают семья (45%), литература и кино (33%) и достижения страны (45%), причем, не виртуальные, а реальные — в промышленности, науке, технике, медицине и т. д. Приведем в качестве примера слова из интервью одного из опрошенных студентов: «Патриотизм — ведь это любовь, гордость, правильно? А я не вижу повода, чем гордиться. Все закупаем за границей, детские игрушки, обувь, технику. Или гоним ширпотреб по чужим лицензиям. И получается, что огромная, богатая недрами территория и все население зависит только от цен на нефть и газ. Разве это не унизительно? И я не вижу здесь для себя перспективы. Вокруг все зависит от связей и денег, и если они есть, то можно делать все, что хочешь, и тебе ничего за это не будет, как Сердюкову» (см.: Пять углов. 2014. № 5. С. 3). Известных личностей, которые влияют на воспитание патриотизма, назвали только 7,5% опрошенных молодых людей. К десяти чаще всего упоминаемым (по убыванию) относятся: В. Путин, И. Сталин, Ю. Гагарин, А. Пушкин, Петр I, А. Суворов, М. Ломоносов, М. Кутузов, П. Столыпин и Г. Жуков.
Тем не менее можно сделать вывод об имеющемся позитивном духовно-нравственном потенциале более чему половины нашей молодежи. Такие ценности, как семья (в первую очередь), друзья, справедливость, присущи большинству представителей молодежи. В то же время только меньшинство молодежи считают деньги и потребление приоритетными жизненными ценностями. Но вместе с тем менее половины молодых людей ориентированы на интересную работу (в советское время эта ценность была ведущей наряду с семьей), что свидетельствует о снижении творческой активности современной молодежи.