Современная Россия в контексте концепции Российской полиментальности

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Рассмотрим данные наших социологических и социально-психологических эмпирических исследований, связанных с изучением таких важных ментальных характеристик, как социальные ценности и нравственные установки, объектом которых стала современная российская молодежь. Эти исследования старшеклассников, студентов, работающей молодежи в Петербурге и городах провинции (Мурманск, Тула, Курск, Смоленск, Ярославль, Саратов, Барнаул, Томск, Чита и др.) были выполнены методом анкетного опроса в 2010-2013 годах*. Как и в других исследованиях 2001-2011 годов (Положение…2002; 2003; Семёнов, 2007; 2009; 2011), главными ценностями молодежи являются семья, здоровье и друзья (см. таблицу 1).

Таблица 1
Жизненные ценности российской молодежи (%)
Ценности Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) Молодежь провинции, 2010 г. (1603 чел.) Студенты СПб., 2010 г. (511 чел.) Студенты провинции, 2010 г. (837 чел.)
Семья 78 86 83 87
Здоровье 77 77 70 77
Друзья 63 67 55 67
Интересная работа 43 42 39 45
Справедливость 44 52 34 53
Деньги 44 29 39 25
Вера 16 22 15 23

Исследования выполнялись при поддержке гранта СПбГУ № 10.0.197. 2010.

Ценности интересной работы и справедливости в провинции оказались выше ценностей денег, а в Петербурге все эти ценности по значимости практически одинаковы. Более половины молодежи в провинции ориентированы на идеал справедливости и только четвертая часть — на деньги. И в провинции, и в Петербурге интересная работа является ценностью для менее половины молодых людей. Очевидно, что большинство современной молодежи ориентировано на свой микромир (семья, здоровье, друзья). Но в провинции молодые люди все-таки более духовно-нравственно ориентированы (справедливость, вера), а в мегаполисе — более прагматичны (деньги).

Несмотря на то, что замыкает частотную иерархию ценностей вера, как свидетельствуют все наши исследования молодежи и студентов за последние 20 лет, на прямой вопрос: «Считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?» — верующими себя всегда называют более 50% опрошенных. В данных исследованиях верующими себя считают 59% молодежи в Петербурге и 63% молодых людей в провинции (2010), а также 59% петербургских студентов (2013) и 67% студентов в провинции (2010). Однако, когда приходится выбирать три-четыре ценности из семи главных жизненных ценностей (это специально предлагает наша методика), вера оказывается на последнем месте. Это свидетельствует о поверхностности религиозного сознания молодежи, хотя идентификация с религией, прежде всего с православием как безусловной культурно-исторической духовной ценностью России, несомненно, существует.

В наших исследованиях молодежи мы выявляли и ментально-ценностную направленность молодых людей, поэтому в анкетном опросе учащейся и работающей молодежи Петербурга в 2010 г. и петербургских студентов в 2013 г. на вопрос «Какое общество вы хотели бы построить в России?» можно было выбрать одновременно не более двух вариантов ответов из шести, которые попарно определяли три базовых менталитета в нашей типологии (православно-российский, коллективистско-просоциальный и индивидуалистско-либеральный). Неожиданно вариант «общество потребления и комфорта» получил меньше всего сторонников (21% в 2010 г. и 14% в 2013 г.). И это при том, что данная характеристика общества уже многие годы усиленно рекламируется и внушается СМИ (см. таблицу 2). Результаты исследования показывают, что молодежь в целом все-таки чаще придерживается духовно-нравственных ценностей, чем индивидуалистско-либеральных.

В контексте авторской концепции полиментальности эти данные свидетельствуют о том, что большее количество выборов студенческой молодежи выражают коллективистско-просоциальный

Таблица 2
Характеристики общества, которое хотела бы построить петербургская молодежь (%)
Ментально-ценностная направленность (варианты ответов) Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.) Условный суммарный процент Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) Условный суммарный процент
Общество социальной справедливости 38 55 40 75
Общество честных людей труда 17 35
Общество правды и добра 27 48 41 77
Общество веры и любви к ближним 21 36
Общество личной свободы и бизнеса 37 51 41 62
Общество потребления и комфорта 14 21

менталитет («общество социальной справедливости» и «общество честных людей труда»), а среди всей молодежи на первом месте оказывается православно-российский менталитет («общество веры и любви к ближним» и «общество правды и добра»). Причем это может происходить осознанно и неосознанно.

Опросы молодежи в возрасте до 30 лет, проведенные сотрудниками НИИКСИ в 2010-2013 гг., показали, что большая часть молодых людей придерживается традиционных в России нравственных норм. Так, несмотря на постоянное информационно-рекламное внушение индивидуализма в ходе рыночных реформ, все-таки, большее число молодых людей идентифицирует себя с коллективизмом, а не с индивидуализмом (см. таблицу 3).

Таблица 3
Соотношение коллективистов и индивидуалистов среди петербургской молодежи (%)
Личностная ориентация Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.)
Скорее, коллективисты 55 48
Скорее, индивидуалисты 24 35
Затруднились ответить 21 17

Таблица 4
Отношение петербургской молодежи к абортам (%)
«Это убийство человека» Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.)
Согласны 63 60
Не согласны 17 24
Затруднились ответить 20 16

По такой острой нравственной проблеме, как искусственное прерывание беременности (аборт), большинство молодых людей поддерживают мнение, характерное для традиционного православно-российского менталитета (см. таблицу 4).

Существует важная и нерешенная на протяжении уже 25 лет этическая проблема нравственного контроля над содержанием (контентом) средств массовой информации, в первую очередь, телевидения. Множество дискуссий, научных исследований, писем граждан и общественных организаций во все государственные инстанции (от министерства культуры до президента) были посвящены этой проблеме, прежде всего, негативному влиянию сцен насилия и порнографии на детей и подростков. Но проблема упорно не решается. Может показаться удивительным, но большинство молодых респондентов, опрошенных нами, выступает за необходимость нравственного контроля над содержанием телевизионных программ, фильмов и рекламы (см. таблицу 5).

Остановимся на актуальнейшей в эпоху насаждаемой западными пропагандистами идеологии глобализма духовно-нравственной теме патриотизма в молодежной среде (см. таблицу 6).

Первое, что бросается в глаза при анализе таблицы, — это то, что очень много затруднившихся ответить. Видимо, респонденты не могут дать однозначного ответа на этот вопрос или им не хочется отвечать откровенно.

Таблица 5
Отношение петербургской молодежи к нравственному контролю над содержанием СМИ (сцены насилия, порнографии) (%)
«Нравственный контроль необходим» Молодежь СПб., 2010 г. (722 чел.) Студенты СПб., 2013 г. (511 чел.)
Согласны 63 70
Не согласны 18 20
Затруднились ответить 19 10

Таблица 6
Соотношение патриотов и непатриотов среди российской молодежи (%)
Личностные ориентации Молодежь СПб., 2014 г. (1512 чел.)* Молодежь СПб., 2010 г. (377 чел.) Молодежь городов провинции, 2010 г. (1603 чел.)
Патриоты 50 41 53
Непатриоты 29 28 21
Затруднились ответить 21 31 26

Примечание: Автор был консультантом и аналитиком данного исследования, проведенного студентами-журналистами, сотрудниками и корреспондентами петербургского молодежного журнала «Пять углов» (см.: Пять углов. 2014. №5. С. 3).

В любом случае с оценкой своего патриотизма у молодых людей возникают психологические проблемы. Удивляться не приходится, потому что еще с конца 1980-х годов постоянно осуществляется антипатриотический информационно-психологический прессинг на россиян. Пересмотр и негативная переоценка истории России, ее исторических деятелей, событий и побед, перестроечная реальность с ее бесконечными трагедиями и катастрофами, снижением рождаемости, военными конфликтами, нищетой и вопиющим социальным неравенством, а еще «великая криминальная революция». В этой деморализующей атмосфере росла наша молодежь, «облучаемая» красивыми картинками дальнего зарубежья на экранах кинотеатров, телевизоров и компьютеров. Затем бытовая рекламная американизация или «макдональдизация» общества, как назвал этот процесс социолог Дж. Ритцер (Ритцер, 2002), формирование «общества потребления», с реалиями которого на Западе Россия конкурировать не могла. Все это и привело к тому, что только примерно 50% молодых людей считают себя патриотами. Причем, как свидетельствует наше исследование молодежи в Петербурге и провинции, наименьший процент патриотов оказывается среди ориентированных на деньги (43%), а наибольший — среди тех, кто ориентируется на ценности справедливости (56%) и веры (55%).

Опрос 2014 г. показал, что 15% опрошенных считают патриотизм устаревшим понятием. Молодые видят патриотов в основном среди старшего поколения (76%) и военнослужащих (48%), но совсем редко — среди депутатов и чиновников (6%) и предпринимателей (3%), а также (самокритично) и среди студентов (10%). Прежние институты социализации и патриотического воспитания (школа, СМИ, известные личности) утратили значение для молодежи. По данным опроса, ныне главными источниками воспитания патриотизма выступают семья (45%), литература и кино (33%) и достижения страны (45%), причем, не виртуальные, а реальные — в промышленности, науке, технике, медицине и т. д. Приведем в качестве примера слова из интервью одного из опрошенных студентов: «Патриотизм — ведь это любовь, гордость, правильно? А я не вижу повода, чем гордиться. Все закупаем за границей, детские игрушки, обувь, технику. Или гоним ширпотреб по чужим лицензиям. И получается, что огромная, богатая недрами территория и все население зависит только от цен на нефть и газ. Разве это не унизительно? И я не вижу здесь для себя перспективы. Вокруг все зависит от связей и денег, и если они есть, то можно делать все, что хочешь, и тебе ничего за это не будет, как Сердюкову» (см.: Пять углов. 2014. № 5. С. 3). Известных личностей, которые влияют на воспитание патриотизма, назвали только 7,5% опрошенных молодых людей. К десяти чаще всего упоминаемым (по убыванию) относятся: В. Путин, И. Сталин, Ю. Гагарин, А. Пушкин, Петр I, А. Суворов, М. Ломоносов, М. Кутузов, П. Столыпин и Г. Жуков.

Тем не менее можно сделать вывод об имеющемся позитивном духовно-нравственном потенциале более чему половины нашей молодежи. Такие ценности, как семья (в первую очередь), друзья, справедливость, присущи большинству представителей молодежи. В то же время только меньшинство молодежи считают деньги и потребление приоритетными жизненными ценностями. Но вместе с тем менее половины молодых людей ориентированы на интересную работу (в советское время эта ценность была ведущей наряду с семьей), что свидетельствует о снижении творческой активности современной молодежи.





Комментарий к статье