Селективная роль менталитета по отбору, систематизации комплекса ценностей, в которых общество нуждается, в создании традиций и их передаче

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Менталитет — феномен духовного порядка, но проявляется он и в материализованных формах: речи, письме, поступках, поведении, реакциях и т. д. Он характеризуется константностью, стойкостью, продолжительностью, ориентирован на традицию, отражает глубинные качества жизнепроявлений. Ключевое значение обретает понятие «менталитет социума».

Феномен менталитета как условие (фактор) формирования личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Реализация функции менталитета по формированию личности обеспечивается механизмами, способствующими наследованию, накоплению социальных форм общения и коммуникации, трудовых навыков, знаний и т. д. Каждое новое поколение детерминирует себя в жизнедеятельности и последующем историческом движении, унаследованной культурой (менталитетом). Основой менталитета выступают мировоззренческие комплексы, отображающие основные принципы взаимодействия человека и мира.

Роль менталитета в прогнозировании (формирование традиций, их передача и социальное наследование)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Менталитет как феномен позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды. Теоретические объяснения этому общественному феномену представлены в концепциях «национального характера» Н. О. Лосского, «духовного строя народа» П. Е. Астафьева, Н. А. Бердяева, «культурно-исторического типа» Н.Я. Данилевского, «социального характера» Э. Фромма. На теоретическом уровне концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, однако на практическом уровне проблема осталась. Свидетельством этого является и то, что вопросы менталитета активно изучаются лишь в последние годы.

Постановка проблемы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Целью нашего исследования является систематизация знаний, отражающих становление и развитие проблемы менталитета в отечественной общественной мысли. Предваряя изложение материала, следует сделать ряд замечаний.

Разработка проблемы психологии русского народа в век Просвещения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Отдельные замечания, касающиеся психологии русского народа, обнаруживаются уже в ранние периоды русской истории, однако систематическое изучение этого вопроса начинается в XVIII в., что, как представляется, связано, с ростом национального самосознания, с практическими задачами изучения разных народов России, входящих в состав Российской империи, а также с возникновением в России науки.

Разработка проблемы психологии народа в общественной мысли первой половины XIX столетия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Первая половина XIX в. знаменуется рождением новых направлений общественной мысли и началом систематического и целенаправленного изучения психологии народа.

В работах Михаила Петровича Погодина (1800-1875), историка, писателя, публициста, профессора Московского университета, члена Российской академии (1836), создателя журналов «Москвитянин» (1841) и «Московский вестник» (1827), обосновывается идея самобытности русской истории и диаметрально противоположных путей развития европейских и русского народов.

Разработка проблемы психологии народа в предреформенный и послереформенный периоды

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Важной вехой в русской истории, оказавшей огромное воздействие на психологию народа, явилась отмена в 1861 г. крепостного права. В преддверии реформы возрастает интерес к крестьянству, его жизни, особенностям русского национального характера. В связи с этим появляется значительное число работ, посвященных раскрытию обычаев, традиций, духовной и бытовой культуры народа.

Постановка проблемы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Феномен разрыва поколений, описанный в научной и художественной литературе, вместе с тем не получил еще должного психологического объяснения. Мы связываем его с трансформацией и кризисом традиционных моделей семьи в сложные исторические периоды (см. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи…, 2013). Традиционные, или нормативные, для разных культур модели семьи, как правило, содержат установки на сотрудничество и подчинение младших членов семьи старшим. Распределение отношений власти и ответственности, эмоциональной близости членов семьи не выдерживает давления новых идеологий.

Литературные интерпретации проблемы «отцов» и «детей» в России XIX в.: «гамлеты» против «дон кихотов»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Литература в России в XIX в. заменяла общественную мысль, философию, этику (Чернышевский, 1951; Иванов-Разумник, 1911). Поиск ответов на психологические и нравственные вопросы именно в литературе связан с высокой миссией, которую в России осознавали и выполняли писатели, а также существующими в обществе культурными потребностями, определявшими огромный интерес к художественному творчеству. Особенно ярко данная тенденция обозначилась начиная со второй половины XIX в. Литературная критика напоминала социально-психологический анализ произведений (В. Г. Белинский, В. Н. Ивановский, В. Ф. Садовник и др.). Классическая литература отличалась психологическим реализмом и, по сути, выступала в качестве важного способа исследования внутреннего мира человека (Кольцова, 2004).

Психологический анализ Гамлета в России начала XX столетия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Образ Гамлета послужил источником и катализатором рождения целого ряда научных проблем в психологии. Так, дипломная работа Л. С. Выготского была посвящена психологическому анализу шекспировского Гамлета. «Связь с отцом, с матерью — родительская, кровная, телесная — передала его душе темный и ужасный момент завязки, момент убийства. Один конец нити оборван, и это мгновенно отдается на его другом конце» (Выготский, 1987, с. 268). Гамлет анализировался Выготским сквозь призму конфликтов с ближайшим окружением. Потеря связи с отцом определялась ученым как внутренняя катастрофа для героя.