РЕЕСТР ОБРАЗОВ
Наиболее телесным переживанием из всего сценария празднования, конечно, является костюмное преображение. Вслед за Патрисом Пави я буду считать, что «с момента появления на сцене одежда становится театральным костюмом, подчиняется эффекту преувеличения, упрощения, абстрагирования; костюм “прочитывается»» (Пави П. Послом// ПавиП. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 164.) . В случае елки понятие «сцена» условно — это пространство, преображенное на момент ритуала установкой новогоднего дерева, декорированием мишурой, подвешенными к потолку снежинками из салфеток и снежками из ваты, рисунками гуашью на окнах. Одежда же превращается в костюм следованием общепризнанному шаблону. Костюмы новогоднего карнавала должны быть узнаваемы, «нечитаемость» костюма ведет к коммуникативному провалу. Дед Мороз удивил, когда позвал меня к себе для чтения стихотворения и чтобы выдать мне подарок. Он сказал: «Вот мальчик в шляпе сейчас почитает нам стишок». Я удивился. Я не был мальчиком в шляпе, я был ковбоем (Гришковец Е. А …. а. Повесть. М., 2010. С. 57.) . У меня тоже обидные моменты были. Как-то не успели на один Новый год с костюмом разобраться, пошла в шляпе и с веревкой толстых бус на шее… все доставали меня потом, что за костюм. Я гордо говорила, кубинский нац. костюм, а самой плакать хотелось (Форум «Новогодние костюмы» на сайте «76-82.ru . Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.nj/forum/viewlopic.php?t-1179) . Итак, из воспоминаний, опубликованных на форумах в Интернете, собранных интервью и фотографий мной был составлен корпус костюмов советской и постсоветской новогодней —.елки. Я выписала названия костюмов из вербальных и визуальных источников. Реестр образов составлялся отдельно для мальчиков и для девочек. Всего было обработано 291 упоминание/фиксация новогоднего костюма — 170 костюмов девочек и 121 мальчишеский.
Девочки
Аленушка |
2 |
Микки-Маус |
1 |
Баба-яга |
1 |
Морж |
1 |
Бабочка |
9 |
Невеста |
1 |
Белоснежка |
2 |
Ночка |
1 |
Белочка |
3 |
Пастушка |
1 |
Василек |
1 |
Пеппи Длинный чулок |
1 |
Волшебница |
1 |
Помидор |
1 |
Гномик |
1 |
Поросенок |
1 |
Грузинка |
1 |
Принцесса |
7 |
Гусар |
2 |
Русский народный костюм |
4 |
Дюймовочка |
1 |
Слон |
1 |
Елочка |
вся группа |
Ромашка |
1 |
Зайчик/Зайка |
14 |
Снегурочка |
11 |
Звездочка |
2 |
Снежинка |
45 |
Индианка |
1 |
Сова |
1 |
Королева |
1 |
Старуха |
1 |
Красная Шапочка |
7 |
Украинка |
4 |
Лисичка |
17 |
Узбечка |
1 |
‘Мальвина |
3 |
Хирург |
1 |
Матрешка |
1 |
Цыганка |
2 |
Медуза |
1 |
Шамаханская царица |
1 |
Среди имеющихся в реестре образов практически нет неразпознаваемых и «невоображаемых» костюмов. Чем «Пушкин» отличается от «Арлекина», а «Мушкетер» — от «Богатыря», предположить может любой мой современник. Иногда среди описаний и фотографий зафиксированы нетривиальные перевоплощения — что могло подвигнуть девочку сфотографироваться в очень выразительных масках слона и моржа у елки в Магнитогорске в 1962-м? В основной своей массе костюмы ожидаемы и стереотипны — то есть носители советской и постсоветской культуры, скорее всего, сочтут этот набор нормальным для костюмирования. Так же как и в традиционном ряженье, в советской культуре детских карнавалов сложился устойчивый набор образов, доступных для воспроизведения и понимания. Этот список отражает мировоззренческие ожидания участников карнавала — инициаторов и костюмеров, зрителей и участников.
Арлекин 4 Богатырь 1 Божья коровка 1 Буратино 2 Волк 3 Гномик 2 Гусар 2 Женское платье 1 Зайчик 56 Звездочет 1 Индеец 2 Календарь 1 Карлсон 1 Клоун 1 Ковбой 2 Космонавт 1 Кот в сапогах 1 Матрос 1 Мишка 6 |
Моряк 1 Мушкетер 5 Мухомор 1 Новый год 3 Петрушка 6 Петушок 1 Пилот 1 Пингвин 2 Пират 3 Принц 1 Пудель Артемон 1 Пушкин 1 Русский народный костюм 1 Рыцарь 1 Силач 1 Строитель 1 Черт 1 Шахматный король 1 |
Список, в частности демонстрирует основные приемы, используемые для перевоплощения. Приемы и инструментарий современного новогоднего костюмирования существенно отличаются от описанных Л.М. Ивлевой для традиционного крестьянского ряженья («Не случайно наиболее распространенные виды ряженья — карнавальное по своей природе переодевание молодых стариками (и наоборот), женщин мужчинами (и наоборот). В равной мере вряд ли случайно велик здесь удельный вес таких персонажей, как нищие, странники, разбойники, бродяги-горбуны — всевозможные изгои и захожие чужаки…»*. (Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб, 1994 С. 220-221).) . Главной целью ряженья и средневекового карнавала является неузнаваемость спрятанного за личиной конкретного человека. То есть стратегия «читаемости» образа не должна привести к опознанию преображенного. Наиболее эффективна в таком случае смена гендерной и возрастной роли. Кроме того, дети, как известно, не участвовали ни в деревенском ряженье, ни в средневековых карнавалах в роли окрутников. В наши дни, наоборот, дети являются главными действующими лицами карнавального преображения. При этом как травестия, так и переодевание в старика/старуху и нищего — мягко говоря, непопулярный прием детского костюмирования. Из почти трехсот костюмов нам встретился только один случай переодевания девочки в старуху, три случая — в костюм противоположного пола и ни одного образа нищего (в современной городской ситуации костюм, вероятно, назывался «бомж»). Две рассказчицы сообщили, что они были «гусарами» (Девичье переодевание «гусаром»* в обоих случаях было в «сознательном», школьном возрасте. Скорее всего, оно было навеяно образом корнета Азарова (Шурочки Азаровой) из фильма «Гусарская баллада» Э. Рязанова (1962).), а один корреспондент вспоминает свой удачный опыт травестирования:
А вот классе в третьем решил приколоться и нарядился в женское платье)) Это щас такое действо сразу вызовет в памяти нехорошие термины типа трансвестизма и нарушения ориентации. Но… в далеком 81 году таких слов то еще не было. Да и мы дети были. О таких вещах не думали. Одел мамин парик, маску сделал на пол лица… Прикол удался на славу. Меня никто не узнал )) Ну и первый приз конечно был мой))) (Форум «Новогодние костюмы» на сайте «76-82.ru Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/forum/viewtopic.php?t=l 179) . В целом из реестра видно, что карнавальные роли строго соответствуют гендеру — девочки предпочитают женские персонажи, мальчики — мужские. Создается впечатление, что освоение гендерных ролей — одна из скрытых целей новогоднего переодевания. Однако гендерное конструирование имеет одно, но очень устойчивое исключение. Один костюм устойчиво встречается и в мальчишеском, и в девичьем списках: костюм зайчика. Унисекс-образ зайца (56 мальчиков и 14 девочек) абсолютно лидирует по количеству упоминаний: 70 из 291. Учитывая то, что в среднем каждый информант описывал 2—3 случая костюмирования, получается, что навык преображения в зайчика почти тотален для нашей культуры. Учитывая масштаб распространения, остановимся на обзоре двух самых популярных «масок» новогодней елки — зайца и снежинки.