ДЕТСКИЕ НОВОГОДНИЕ КАРНАВАЛЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


РЕЕСТР ОБРАЗОВ

Наиболее телесным переживанием из всего сценария празднования, конечно, является костюмное преображение. Вслед за Патрисом Пави я буду считать, что «с момента появления на сцене одежда становится театральным костюмом, подчиняется эффекту преувеличения, упрощения, абстрагирования; костюм “прочитывается»» (Пави П. Послом// ПавиП. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 164.) . В случае елки понятие «сцена» условно — это пространство, преображенное на момент ритуала установкой новогоднего дерева, декорированием мишурой, подвешенными к потолку снежинками из салфеток и снежками из ваты, рисунками гуашью на окнах. Одежда же превращается в костюм следованием общепризнанному шаблону. Костюмы новогоднего карнавала должны быть узнаваемы, «нечитаемость» костюма ведет к коммуникативному провалу. Дед Мороз удивил, когда позвал меня к себе для чтения стихотворения и чтобы выдать мне подарок. Он сказал: «Вот мальчик в шляпе сейчас почитает нам стишок». Я удивился. Я не был мальчиком в шляпе, я был ковбоем (Гришковец Е. А …. а. Повесть. М., 2010. С. 57.) . У меня тоже обидные моменты были. Как-то не успели на один Новый год с костюмом разобраться, пошла в шляпе и с веревкой толстых бус на шее… все доставали меня потом, что за костюм. Я гордо говорила, кубинский нац. костюм, а самой плакать хотелось (Форум «Новогодние костюмы» на сайте «76-82.ru . Энциклопедия нашего детства».  URL: http://www.76-82.nj/forum/viewlopic.php?t-1179) . Итак, из воспоминаний, опубликованных на форумах в Интернете, собранных интервью и фотографий мной был составлен корпус костюмов советской и постсоветской новогодней —.елки. Я выписала названия костюмов из вербальных и визуальных источников. Реестр образов составлялся отдельно для мальчиков и для девочек. Всего было обработано 291 упоминание/фиксация новогоднего костюма — 170 костюмов девочек и 121 мальчишеский.

Девочки

Аленушка

2

Микки-Маус

1

Баба-яга

1

Морж

1

Бабочка

9

Невеста

1

Белоснежка

2

Ночка

1

Белочка

3

Пастушка

1

Василек

1

Пеппи Длинный чулок

1

Волшебница

1

Помидор

1

Гномик

1

Поросенок

1

Грузинка

1

Принцесса

7

Гусар

2

Русский народный костюм

4

Дюймовочка

1

Слон

1

Елочка

вся группа

Ромашка

1

Зайчик/Зайка

14

Снегурочка

11

Звездочка

2

Снежинка

45

Индианка

1

Сова

1

Королева

1

Старуха

1

Красная Шапочка

7

Украинка

4

Лисичка

17

Узбечка

1

‘Мальвина

3

Хирург

1

Матрешка

1

Цыганка

2

Медуза

1

Шамаханская царица

1

Среди имеющихся в реестре образов практически нет неразпознаваемых и «невоображаемых» костюмов. Чем «Пушкин» отличается от «Арлекина», а «Мушкетер» — от «Богатыря», предположить может любой мой современник. Иногда среди описаний и фотографий зафиксированы нетривиальные перевоплощения — что могло подвигнуть девочку сфотографироваться в очень выразительных масках слона и моржа у елки в Магнитогорске в 1962-м? В основной своей массе костюмы ожидаемы и стереотипны — то есть носители советской и постсоветской культуры, скорее всего, сочтут этот набор нормальным для костюмирования. Так же как и в традиционном ряженье, в советской культуре детских карнавалов сложился устойчивый набор образов, доступных для воспроизведения и понимания. Этот список отражает мировоззренческие ожидания участников карнавала — инициаторов и костюмеров, зрителей и участников.

  Мальчики
 
 

Арлекин                                             4

Богатырь                                          1

Божья коровка                               1

Буратино                                          2

Волк                                                     3

Гномик                                                2

Гусар                                                   2

Женское платье                           1

Зайчик                                              56

Звездочет                                        1

Индеец                                               2

Календарь                                      1

Карлсон                                             1

Клоун                                                   1

Ковбой                                                2

Космонавт                                        1

Кот в сапогах                                  1

Матрос                                                1

Мишка                                                 6

Моряк                                                  1

Мушкетер                                         5

Мухомор                                            1

Новый год                                         3

Петрушка                                          6

Петушок                                             1

Пилот                                                  1

Пингвин                                              2

Пират                                                   3

Принц                                                  1

Пудель Артемон                           1

Пушкин                                               1

Русский народный костюм    1

Рыцарь                                               1

Силач                                                   1

Строитель                                         1

Черт                                                      1

Шахматный король                     1

Список, в частности демонстрирует основные приемы, используемые для перевоплощения. Приемы и инструментарий современного новогоднего костюмирования существенно отличаются от описанных Л.М. Ивлевой для традиционного крестьянского ряженья («Не случайно наиболее распространенные виды ряженья — карнавальное по своей природе переодевание молодых стариками (и наоборот), женщин мужчинами (и наоборот). В равной мере вряд ли случайно велик здесь удельный вес таких персонажей, как нищие, странники, разбойники, бродяги-горбуны — всевозможные изгои и захожие чужаки…»*. (Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб, 1994 С. 220-221).)  . Главной целью ряженья и средневекового карнавала является неузнаваемость спрятанного за личиной конкретного человека. То есть стратегия «читаемости» образа не должна привести к опознанию преображенного. Наиболее эффективна в таком случае смена гендерной и возрастной роли. Кроме того, дети, как известно, не участвовали ни в деревенском ряженье, ни в средневековых карнавалах в роли окрутников. В наши дни, наоборот, дети являются главными действующими лицами карнавального преображения. При этом как травестия, так и переодевание в старика/старуху и нищего — мягко говоря, непопулярный прием детского костюмирования. Из почти трехсот костюмов нам встретился только один случай переодевания девочки в старуху, три случая — в костюм противоположного пола и ни одного образа нищего (в современной городской ситуации костюм, вероятно, назывался «бомж»). Две рассказчицы сообщили, что они были «гусарами»  (Девичье переодевание «гусаром»* в обоих случаях было в «сознательном», школьном возрасте. Скорее всего, оно было навеяно образом корнета Азарова (Шурочки Азаровой) из фильма «Гусарская баллада» Э. Рязанова (1962).), а один корреспондент вспоминает свой удачный опыт травестирования: 

А вот классе в третьем решил приколоться и нарядился в женское платье)) Это щас такое действо сразу вызовет в памяти нехорошие термины типа трансвестизма и нарушения ориентации. Но… в далеком 81 году таких слов то еще не было. Да и мы дети были. О таких вещах не думали. Одел мамин парик, маску сделал на пол лица… Прикол удался на славу. Меня никто не узнал )) Ну и первый приз конечно был мой))) (Форум «Новогодние костюмы» на сайте «76-82.ru Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/forum/viewtopic.php?t=l 179) . В целом из реестра видно, что карнавальные роли строго соответствуют гендеру — девочки предпочитают женские персонажи, мальчики — мужские. Создается впечатление, что освоение гендерных ролей — одна из скрытых целей новогоднего переодевания. Однако гендерное конструирование имеет одно, но очень устойчивое исключение. Один костюм устойчиво встречается и в мальчишеском, и в девичьем списках: костюм зайчика. Унисекс-образ зайца (56 мальчиков и 14 девочек) абсолютно лидирует по количеству упоминаний: 70 из 291. Учитывая то, что в среднем каждый информант описывал 2—3 случая костюмирования, получается, что навык преображения в зайчика почти тотален для нашей культуры. Учитывая масштаб распространения, остановимся на обзоре двух самых популярных «масок» новогодней елки — зайца и снежинки.





Комментарий к статье