ДЕТСКИЕ НОВОГОДНИЕ КАРНАВАЛЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ИЕРАРХИЯ ОБРАЗОВ

Кроме распространенности и популярности у костюмов существует иерархия желаемости. Собственно об этом и идет речь в эпиграфе из стихотворения Агнии Барто. О переживаниях и соревновательности при распределении ролей карнавала собеседники вспоминают в ответах на вопросы интервью: ничего кроме банальной истории о том как всегда мечтала быть Снегурочкой на утреннике в детском саду, а была вместо этого вечной снежинкой, не могу толком вспомнить: ((интервью, ж., 1975 г. р.); Обычно выбирали самую красивую девочку из всех групп и она одна. Снегурочка, у всех выступала на праздниках. Я года 2 лелеяла мечту об этом, а когда мне предложили — не могла долго поверить в свое счастье (интервью, ж., 1970 г. р.);В садике роли раздавали, хотелось играть главные. В основном так и было (интервью, ж., 1970 г. р.).

58. Новогодний утренник в детском саду. Старшая группа. В основном мальчики в костюмах Петрушек, девочки - Бусинок. Фото С Л. Лебского. 1977 г. Волгоград. Архив И. Веселовой

58. Новогодний утренник в детском саду. Старшая группа. В основном мальчики в костюмах Петрушек, девочки — Бусинок. Фото С Л. Лебского. 1977 г. Волгоград. Архив И. Веселовой

На фоне одинаковых ролей Снежинок и Зайцев, не предполагающих никакого личного проявления, любая возможность выделиться воспринималась воспитанниками, но главное, воспитанницами детских садов как взыскуемое благо. Поэтому Белки, Медведи, Волки и прочие среди Снежинок и Зайцев были так желаемы. Обычно первые отдельные роли появлялись начиная со старшей группы детского сада. Типичный набор ролей и фабричных костюмов, который имелся в кладовой детского сада, — Волк, Медведь, Заяц, Белочка и Лисица. Впрочем, что-то могло быть в кладовой, а что-то из этого набора все равно приходилось делать вручную. Фотографии середины 70-х, 80-х и 90-х годов XX века со всех концов империи показывают один и тот же набор животных.

59. Новогодний утренник в детском саду. Старшая группа. Медведь, две Белочки, Волк,  Лисичка, Зайчик, Снегурочка. Фото С.Л. Лебского. 1977 г. Волгоград. Архив И. Веселовой i.

59. Новогодний утренник в детском саду. Старшая группа. Медведь, две Белочки, Волк, Лисичка, Зайчик, Снегурочка. Фото С.Л. Лебского. 1977 г. Волгоград. Архив И. Веселовой .

Из женских персонажей — Белки и Лисицы — Лисица стала наиболее популярным персонажем. Казалось бы, при одинаковом потенциале образа (пушистый хвост, рыжий окрас и симпатичность мордочки) положительная коннотация Белки в детской среде могла бы победить, но не тут-то было. Лисичка — вот костюм, о котором мечтали девочки пяти лет. Взрослые женщины до сих пор с легкостью вспоминают имена соперниц, которым досталась желаемая роль, счастливицы же передают по наследству право на образ. В первом садике была лисичкой. Был очень красивый рыжий костюм: сарафан, с меховой оборкой и хвостом, и шапка в форме лисьей головы! (Форум «Новогодние костюмы» на сайте «76-82.ru Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/forum/viewtopic. php?t=l 179).

60. Лисичка. 1987 г.Ленинград- Архив Д. Димке

60. Лисичка. 1987 г.Ленинград- Архив Д. Димке

А, я всегда была лисичкой и передала это по наследству своей доченьке. Только, для меня мама, ночами шила всякие замысловатые костюмы, а сейчас идем в детский магазин и покупаем любой костюм (Там же.) . Апофеозом детсадовской и школьной карьеры девочки был, конечно, костюм Снегурочки. О нем не просто мечтали, о нем умоляли, при риске лишиться роли безутешно плакали. Кроме сказочной красоты костюма роль Снегурочки предполагала переход в страт ведущих, взрослых, повелевающих праздником. Это была ответственность и власть. С.Б. Адоньева обращает внимание на два качества Снегурочки, героини пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова: эротизм и нечеловеческую природу, сделавшие ее наследницей «языческих» традиций в советском ритуале. Снегурочка карнавала теряет значительную долю эротизма за счет родственных связей с дедом — тут нет чувственной валентности, но «снежная» природа и ведущая роль делает ее мечтой «хороших девочек». Наличие иерархии в образах детского карнавала коренным образом отличает его от карнавала, описанного М.М. Бахтиным, и русского ряженья, исследованного Л.М. Ивлевой. Оба исследователя отмечают в качестве главной особенности праздников отмену иерархий, игнорирование и осмеивание привычных статусов, совершаемое в календарном действе. В карнавале нет места соревнованию за статус — есть цель превращения в «не-себя» и отмена статусов и иерархий. Детский карнавал, наоборот, подразумевает такое соревнование. Взрослыми распределителями благ оцениваются прилежность, успешность, благонамеренность воспитуемых, и тогда в детской среде, где иерархия обычно выстраивается в игре и обменах, возникает иерархия оценок и зависимых от них благ.





Комментарий к статье