ЗАЙЦЫ/ЗАЙКИ
Затруднительно посчитать, насколько поголовно советские дети побывали зайцами, но почти четверть из всех возможных новогодних детских костюмов — зто именно зайцы. «Трусишка зайка серенький» — персонаж культовой песни «В лесу родилась елочка». Зайцы действуют в самых первых сценариях советских «ёлок». Зайцы были признаны удачными образами на начальном этапе создания елочной иконографии для детских садов (Я искренне признательна Леону Айковичу Токаджану, филокартисту с Удельного рынка (Санкт-Петербург), за подбор открыток по новогодней и школьной тематике.). И сейчас перед Новым годом воспитатели вывешивают объявления для родителей с требованием «пришить мальчикам уши». До начала 60-х годов XX века зайчиками были младшие дошкольники независимо от пола. Позднее участь зайцев была уготована только мальчикам, девочек ждал удел снежинок, хотя отдельные переодевания девочек в заек регулярно встречаются. Фотографии и рассказы подробно описывают технику изготовления заячьего костюма. Главный атрибут костюма, уши, требовал конструктивного решения разной степени сложности. Мужчины-изготовители предпочитали жесткую конструкцию «цельнолитых из гипса». Промежуточным по жесткости и сложности был вариант с набитыми ватой тряпичными ушами на шапке-капоре. Облегченный головной убор состоял из бумажного обруча с картонными ушами. В 1980-е советская промышленность освоила производство пластиковых масок зайцев, поэтому на некоторых фотографиях дети стоят в поднятых как рыцарские забрала масках — иначе как узнаешь, какой заяц чей. Костюм дополнялся или целым белым комбинезоном, или только пришитым к шортам «заячьим» хвостиком. Образ зайца не ограничивался только костюмом — для групповых хороводов требовалась специальная пластика прижатых к груди ручек-лапок и мелких прыжков обеими ногами. Картина одинаково прыгающих вокруг елки детей с умилительно сложенными на груди руками и падающими в разные стороны ушами, наверное, наполняла счастьем воспитательские сердца. Родители пытались уследить глазами за «своим» зайцем и сфотографировать именно его.
Ассоциация ребенка с зайцем поддерживается различными форматами коммуникации. Так, иконография советского детства реализует канон ребенок-зайчик в открытках, плакатах наглядной агитации (в поликлиниках и библиотеках).
На открытках 70—80-х годов XX века, посвященных советским праздникам, дети воплощены в образе зайчиков. Зайчики, читающие книжки, — к 1 сентября; зайчики, несущие в дар маме самое дорогое для них — огромную морковку, — к 8 Марта; зайчики, сопровождающие Деда Мороза, — к Новому году. Тотальность перевоплощения в «белого и пушистого» оборачивается освоенной социальной ролью во взрослом возрасте. Разоблачение чрезмерной/неискренней правильности и фиксируется употреблением фразеологизма «белый и пушистый» (издевателвск. невинный, невиновный, непричастный. «То есть ты хочешь сказать, что все списывали, а один Иванов у нас белый и пушистый! «Вот Спартак, например, у нас белый и пушистый: не пьет, не курит, матом не ругается, брамантан не употребляет». Материал Викисловаря URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/белый и пушистый.) .
В раннюю постсоветскую эпоху ряженье в зайчиков взрослых мужчин (а особенно музыкантов военных духовых оркестров) было допустимым карнавальным приемом, работающим на эффекте снижения «взрослости» и «мужественности». По моим воспоминаниям, так выступал военный оркестр в одном из новогодних телешоу на центральном российском канале. Однако к 2009 году переодевание военного оркестра в костюмы зайчиков стало недопустимым. Блоги и новостные порталы за июль — август 2009 года наполнены сообщениями о выступлении военного оркестра в костюмах зайчиков. В результате проверки выяснилось, что в костюме зайчиков выступали именно музыканты окружного оркестра. Ранее служба информации и общественных связей ЛенВО категорически отрицала причастность военных к подобному мероприятию. Получить комментарии от командования округа после прокурорской проверки не удалось.На рассмотрение прокурорского представления отводится месяц, в течение этого времени глава штаба должен решить, каким образом наказать виновных. О выступлении стало известно в июле. Сообщалось, что к ресторану «ХХХХ» на углу Каменноостровского проспекта и Дивенской улицы подъехал военный автобус и из машины вышли музыканты духового оркестра, одетые в костюмы зайчиков. Взяв инструменты, музыканты проследовали внутрь заведения. В баре «ХХХХ» позже подтвердили, что у них действительно выступал военный оркестр в костюмах зайчиков. 08.08.2009 13:50 (Сайт «Новая газета». URL: http://old.novayagareta.ru/news/601856.html).
Столь серьезное отношение к художественным акциям, вероятно, свидетельствует или о сакрализации образа зайчика (его прирастании к «детскости» или сексуальности — если это не зайчик, а плейбоевский кролик), или о неприкасаемости мужественности и воинственности (даже у музыкальных коллективов). Во всяком случае, эффективный (если есть ценность, то именно она должна быть осмеяна в карнавале, так различаются границы приемлемого культурой) карнавальный прием стал восприниматься как наказуемое символическое деяние. Так зайчики стали не просто карнавальными костюмами, а символами послушности, «пушистости», инфантильности, желаемой для детей и недопустимой для взрослых мужчин.