ДЕТСКИЕ НОВОГОДНИЕ КАРНАВАЛЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ЗАЙЦЫ/ЗАЙКИ

Затруднительно посчитать, насколько поголовно советские дети побывали зайцами, но почти четверть из всех возможных новогодних детских костюмов — зто именно зайцы. «Трусишка зайка серенький» — персонаж культовой песни «В лесу родилась елочка». Зайцы действуют в самых первых сценариях советских «ёлок». Зайцы были признаны удачными образами на начальном этапе создания елочной иконографии для детских садов  (Я искренне признательна Леону Айковичу Токаджану, филокартисту с Удельного рынка (Санкт-Петербург), за подбор открыток по новогодней и школьной тематике.). И сейчас перед Новым годом воспитатели вывешивают объявления для родителей с требованием «пришить мальчикам уши». До начала 60-х годов XX века зайчиками были младшие дошкольники независимо от пола. Позднее участь зайцев была уготована только мальчикам, девочек ждал удел снежинок, хотя отдельные переодевания девочек в заек регулярно встречаются. Фотографии и рассказы подробно описывают технику изготовления заячьего костюма. Главный атрибут костюма, уши, требовал конструктивного решения разной степени сложности. Мужчины-изготовители предпочитали жесткую конструкцию «цельнолитых из гипса». Промежуточным по жесткости и сложности был вариант с набитыми ватой тряпичными ушами на шапке-капоре. Облегченный головной убор состоял из бумажного обруча с картонными ушами. В 1980-е советская промышленность освоила производство пластиковых масок зайцев, поэтому на некоторых фотографиях дети стоят в поднятых как рыцарские забрала масках — иначе как узнаешь, какой заяц чей. Костюм дополнялся или целым белым комбинезоном, или только пришитым к шортам «заячьим» хвостиком. Образ зайца не ограничивался только костюмом — для групповых хороводов требовалась специальная пластика прижатых к груди ручек-лапок и мелких прыжков обеими ногами. Картина одинаково прыгающих вокруг елки детей с умилительно сложенными на груди руками и падающими в разные стороны ушами, наверное, наполняла счастьем воспитательские сердца. Родители пытались уследить глазами за «своим» зайцем и сфотографировать именно его.

42. Зайчик на детсадовской ёлке. 1999 г. Санкт-Петербург. Архив С. Адоньевой

42. Зайчик на детсадовской ёлке. 1999 г. Санкт-Петербург. Архив С. Адоньевой

43. Зайчик со Снегурочкой под елкой. 1988 г. Ленинград. Архив Д. Димке

43. Зайчик со Снегурочкой под елкой. 1988 г. Ленинград. Архив Д. Димке

44. Новогодний праздник. 1965 г. Дом пионеров, п. Большеречье Омской обласги. Цифровой архив информационно-исследовательской программы. Музей народной письмвнности» (научный руководитель -О.Р. Николаев)

44. Новогодний праздник. 1965 г. Дом пионеров, п. Большеречье Омской обласги. Цифровой архив информационно-исследовательской программы. Музей народной письмвнности» (научный руководитель -О.Р. Николаев)

45. Сестра-лисичка и братец-зайчик на елке в детском саду. 1988 г. Ленинград. Архив Д. Димке

45. Сестра-лисичка и братец-зайчик на елке в детском саду. 1988 г. Ленинград. Архив Д. Димке

Ассоциация ребенка с зайцем поддерживается различными форматами коммуникации. Так, иконография советского детства реализует канон ребенок-зайчик в открытках, плакатах наглядной агитации (в поликлиниках и библиотеках).

На открытках 70—80-х годов XX века, посвященных советским праздникам, дети воплощены в образе зайчиков. Зайчики, читающие книжки, — к 1 сентября; зайчики, несущие в дар маме самое дорогое для них — огромную морковку, — к 8 Марта; зайчики, сопровождающие Деда Мороза, — к Новому году. Тотальность перевоплощения в «белого и пушистого» оборачивается освоенной социальной ролью во взрослом возрасте. Разоблачение чрезмерной/неискренней правильности и фиксируется употреблением фразеологизма «белый и пушистый» (издевателвск. невинный, невиновный, непричастный. «То есть ты хочешь сказать, что все списывали, а один Иванов у нас белый и пушистый! «Вот Спартак, например, у нас белый и пушистый: не пьет, не курит, матом не ругается, брамантан не употребляет». Материал Викисловаря URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/белый и пушистый.) .

46. Худ. Зарубин 8. С праздником! М.. 1985 г.

46. Худ. Зарубин 8. С праздником! М.. 1985 г.

47. Худ. Зарубин В. С Новым годом! М„1984

47. Худ. Зарубин В. С Новым годом! М„1984

48. Худ. Зарубин В. С Новым годом! М. 1985

48. Худ. Зарубин В. С Новым годом! М. 1985

49. Худ. Крапошин В. С началом учебного года! М., 1984

49. Худ. Крапошин В. С началом учебного года! М., 1984

В раннюю постсоветскую эпоху ряженье в зайчиков взрослых мужчин (а особенно музыкантов военных духовых оркестров) было допустимым карнавальным приемом, работающим на эффекте снижения «взрослости» и «мужественности». По моим воспоминаниям, так выступал военный оркестр в одном из новогодних телешоу на центральном российском канале. Однако к 2009 году переодевание военного оркестра в костюмы зайчиков стало недопустимым. Блоги и новостные порталы за июль — август 2009 года наполнены сообщениями о выступлении военного оркестра в костюмах зайчиков. В результате проверки выяснилось, что в костюме зайчиков выступали именно музыканты окружного оркестра. Ранее служба информации и общественных связей ЛенВО категорически отрицала причастность военных к подобному мероприятию. Получить комментарии от командования округа после прокурорской проверки не удалось.На рассмотрение прокурорского представления отводится месяц, в течение этого времени глава штаба должен решить, каким образом наказать виновных. О выступлении стало известно в июле. Сообщалось, что к ресторану «ХХХХ» на углу Каменноостровского проспекта и Дивенской улицы подъехал военный автобус и из машины вышли музыканты духового оркестра, одетые в костюмы зайчиков. Взяв инструменты, музыканты проследовали внутрь заведения. В баре «ХХХХ» позже подтвердили, что у них действительно выступал военный оркестр в костюмах зайчиков. 08.08.2009 13:50 (Сайт «Новая газета». URL: http://old.novayagareta.ru/news/601856.html).

Столь серьезное отношение к художественным акциям, вероятно, свидетельствует или о сакрализации образа зайчика (его прирастании к «детскости» или сексуальности — если это не зайчик, а плейбоевский кролик), или о неприкасаемости мужественности и воинственности (даже у музыкальных коллективов). Во всяком случае, эффективный (если есть ценность, то именно она должна быть осмеяна в карнавале, так различаются границы приемлемого культурой) карнавальный прием стал восприниматься как наказуемое символическое деяние. Так зайчики стали не просто карнавальными костюмами, а символами послушности, «пушистости», инфантильности, желаемой для детей и недопустимой для взрослых мужчин.





Комментарий к статье