ДЕТСКИЕ НОВОГОДНИЕ КАРНАВАЛЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


СНЕЖИНКИ

Костюмы снежинок уходят корнями в театрально-балетную историю. Музыка танца снежинок или снежных хлопьев П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» вошла в рождественско-новогодний культурный текст задолго до советского праздника. Снежинок танцевал женский кордебалет на фоне занесенного снегом хвойного леса в строго симметричной сценографии. В детсадовской практике музыкальное сопровождение танца изменилось: Чайковского сменила потерявшая авторство песня «На полянку, на лужок выпал беленький снежок, И летят снежинки, белые пушинки», а танец превратился в хоровод. Цвет костюма снежинки, как и костюма зайчика, — белый, даже белоснежный, не дружественный детям — все их неловкости немедленно запечатлеваются на белом фоне пятнами (Стирка костюма снежинки -один из сюжетов рекламной серии горошка TIDE: «Тайдом стирать — детей не ругать».) . Костюм состоит из белого платья с лифом и пышной юбкой, украшенной мишурой, прообразом которой была балетная пачка. Головной убор — нечто среднее между короной и кокошником, украшенными серебряной мишурой, блестками и осколками битой елочной игрушки. «Балетность» костюма заложена в обуви — снежинки должны быть в белых «чешках» — кожаных тапочках для танцев, хотя и тут «не существует, Постум, правил» — со временем чешки заменили белыми сандалиями. Снежинки обязательно танцуют с пучком блестящего «дождика», напоминающим по своей функции в танце шаль. Напомню, что танец с шалью — один из обязательных танцев учебной хореографической программы начиная с середины XIX века. Снежинка — образ младенческой женственности, явленной в хореографическом опусе на пределе возможностей девочек трех лет. Белоснежные, сияющие в полупрозрачных кружащихся юбках и коронах, девочки должны были чувствовать себя олицетворением небесной красоты.

50. Новогодний утренник в детском саду. 1988 г. Ленинград   51. Девочна в костюме Снежинки. Новогодний утренник в детском саду. с. Иваново. Винница. 1971 г. Из семейного архива жителей Архангельской области. Переснято М. Трощило. 7011 г. Деревня Едома Лешуконского района Архангельской области.   52. Девочна в костюме пингвина с мамой у елки. 1986 г. Ленинград. Архив Д. Димке.  53. Девочка в костюме "Конфетка». 1988 г. Ленин град. Архив Д. Димке

50. Новогодний утренник в детском саду. 1988 г. Ленинград 51. Девочна в костюме Снежинки. Новогодний утренник в детском саду. с. Иваново. Винница. 1971 г. Из семейного архива жителей Архангельской области. Переснято М. Трощило. 7011 г. Деревня Едома Лешуконского района Архангельской области. 52. Девочна в костюме пингвина с мамой у елки. 1986 г. Ленинград. Архив Д. Димке. 53. Девочка в костюме «Конфетка». 1988 г. Ленин град. Архив Д. Димке

Процесс изготовления корон запомнился даже мне (каждый год в честь этого разбивалась драгоценная елочная игрушка и выкладывалась мозаика, в чем мне можно было участвовать — и всяческие «запретные действия» (получить доступ к осколкам) добавляли нечто в ощущениях… (ж., 1971 г. р„ Тбилиси). У меня было платье бежевого цвета, из какого-то кружевного материала, оборка из мишуры на подоле и мягкие тапочки в мишуре. К этому добавлялся ободок с такими пружинками, на которых были мигающие звезды. А как-то закатила истерику года в 4 из-за того, что на меня пытались обуть стандартные детские некрасивые сандалии (ж., 1992 г. р., Ижевск). Зайчики и снежинки — две ипостаси младшей карнавальной компетенции. Белоснежная послушность одних и белоснежная женственность других почему-то очень трогают взрослых — дети в этих ролях очень нужны взрослому социуму. Рассматривание таких, послушных и милых, детей составляет культурную потребность родителей и воспитателей, относительно зайчиков и снежинок взрослые чувствуют себя хорошими взрослыми — большими, знающими, умелыми. Они умеют исполнять роль «белых и пушистых» и поощряют освоение этих ролей детьми.

54. Девочка в маске «Морж». 1962 г. Магнитогорск. Цифровой архив информационноисследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -О.Р. Николаев)  55. Девочка в маске «Слон». 1962 г. Магнитогорск. Цифровой архив информационноисследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -D.P. Николаев)  56. Девочка в маске «Лиса». 1962 г, Магнитогорск. Цифровой архив информационно исследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -О.Р. Николаев)

54. Девочка в маске «Морж». 1962 г. Магнитогорск. Цифровой архив информационноисследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -О.Р. Николаев) 55. Девочка в маске «Слон». 1962 г. Магнитогорск. Цифровой архив информационноисследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -D.P. Николаев) 56. Девочка в маске «Лиса». 1962 г, Магнитогорск. Цифровой архив информационно исследовательской программы «Музей народной письменности» (научный руководитель -О.Р. Николаев)

Возвращаясь к реестру костюмов, мы обнаружим, что тематика новогоднего карнавала не ограничивается зверьками и атмосферными явлениями. Среди прочих костюмов можно выделить следующие тематические группы:

  • сказочные и литературные персонажи (Аленушка, Белоснежка, Дюймовочка, Мальвина, Буратино, Артемон, Пеппи, Карлсон, Кот в сапогах);
  • национальные костюмы (Русские красавица и Молодец, Грузинка, Индианка и Индеец, Украинка, Цыганка);
  • профессионально ориентированные (Хирург, Матрос, Пилот, Строитель, Космонавт);
  • культурные герои (Пушкин);
  • сословные представители, в основном высших сословий, что несколько странно для идеологии господствующего рабочего класса и крестьянства (Королева, Принцесса, Царица);
  • зооморфные и энтомологические образы (кроме диких и домашних животных — Коты, Лисички, Волки, Медведи, Морж, Медуза, Сова — встречаются Бабочки и Божьи коровки);
  • флора — цветы и сама елка.
57. Домашний маскарад. Девочка-подросток в костюме гусара. 1978 г. Кишинев. Архив И. Веселовой

57. Домашний маскарад. Девочка-подросток в костюме гусара. 1978 г. Кишинев. Архив И. Веселовой

Среди девичьих костюмов кроме абсолютных лидеров (Снежинок, Снегурочек, Заек и Лисичек) превалируют образы красавиц сказочного происхождения (часто высоких сословий) и цветов-бабочек. Обратим внимание, что по нашей выборке образ профессиональной реализации у девочек всего один — Хирург. В мальчишеских костюмах кроме Зайцев и Мишек есть профессиональная (Космонавт, Строитель, Пилот, Моряк) и близкая к ней военно-героическая (Гусары, Мушкетеры, Рыцарь и Богатырь) тематика. Гендерная асимметрия проявляется в том, что персонажи мальчиков не создают очевидной иерархии (конечно, Медведь поважнее Зайца, но Мушкетер и Космонавт не главнее Индейца и Моряка). Мальчишеские костюмы предполагают освоение профессиональных ролей. Костюмы девочек в подавляющем большинстве организованы по принципу сословного (Королева, Царица), физического (Красавица), окказионального (Снегурочка/Снежинка) превосходства.





Комментарий к статье