Диалектика взаимосвязи целей и средств в человеческом поведении

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Марксистская материалистическая диалектика рассматривает явления действительности в их всесторонних взаимных связях и отношениях. Применяя этот методологический принцип к проблеме целей и средств, марксистская этика считает бессмысленным оценивать цели и средства независимо друг от друга, их надо брать в целостной системе «цель — средства», как они выступают в конкретных актах деятельности. Морально оценивать необходимо не просто средства и цель, а характер их ценностного отношения в той или иной конкретной деятельности: правовой, политической, воспитательной и т. п.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Для действующего субъекта и его окружения наиболее важным с моральной точки зрения представляется выбор правильной, оптимальной формы поведения. Как увидим далее, когда речь пойдет о нравственной свободе, возможность такого выбора обычно имеется. Она может быть лишь в той или иной мере ограничена различными обстоятельствами внешнего, объективного или внутреннего, психологического порядка. Это ограничение достигает высшей степени «жесткости» во всех тех случаях, когда представляется минимальный выбор — только из двух возможных и притом исключающих друг друга форм поведения. Это конфликтная ситуация, в которой индивид или коллектив особенно остро ощущают необходимость и в то же время ответственность за выбор поступка или линии поведения. Чаще всего конфликтные ситуации оказываются теми «поворотными пунктами», в которых «ломается» привычная линия поведения или, напротив, еще более укрепляется, выдержав суровое испытание.

ВЫБОР ПОСТУПКА В СИТУАЦИИ МОРАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Особенности и виды моральных конфликтов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Моральные конфликты — излюбленная тема журналистов и публицистов. Не обходят их вниманием и писатели, так как именно в ситуациях морального конфликта наиболее ярко, выпукло проявляются черты характера героя. Научная, этическая разработка проблемы моральных конфликтов, их причин, путей предупреждения и разрешения требует дальнейших исследований.

Социальные причины моральных конфликтов, пути их предупреждения и разрешения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В истории этики представлены различные концепции моральных конфликтов — от их простого отрицания до попыток объяснить их социальные, психологические и прочие источники.

Существовали теории, допускавшие возможность сохранения бесконфликтного состояния индивидуального морального сознания при любых, самых противоречивых и неблагоприятных внешних обстоятельствах.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Свобода морального выбора тесно связана с социальной необходимостью, и эта взаимосвязь имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ведь именно в этом пункте отвлеченная, философская теория морали непосредственно смыкается с нормативной этикой, с потребностями правильного определения линии поведения индивидами и коллективами. Нравственный аспект свободы и ответственности приобретает особую актуальность в связи с понятием активной жизненной позиции личности.

Марксистская философия о взаимосвязи необходимости и свободы в деятельности людей

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Известно, что марксистская этика при объяснении явлений нравственности как в их поведенческом аспекте, так и в аспекте морального сознания исходит из принципа социального детерминизма, т. е. из прочно установленного научным обществознанием факта социально-исторической обусловленности сознания и поведения людей и человеческих общностей. Социальный детерминизм в этике противостоит концепциям волюнтаризма, субъективизма.

Моральная необходимость и свобода выбора поведения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Моральная необходимость и свобода, их взаимосвязь в поведении являются спецификациями необходимости и свободы вообще. Общая концепция свободы и необходимости разработана в диалектическом материализме, в трудах Маркса, Энгельса, Ленина.

Обратимся к известным страницам «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса, где марксистское, научное понимание свободы и необходимости дано в классическом и наиболее концентрированном виде. «Невозможно рассуждать о морали и праве,— разъясняет Энгельс,— не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой… Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей… Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела… Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы… господстве над нами самими и над внешней природой…»

Свобода и моральная ответственность за поведение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Рассмотрение проблемы взаимосвязи морали и поведения было бы неполным, если бы мы не коснулись, хотя бы вкратце, важного вопроса о моральной ответственности за поведение, точнее, проблемы взаимосвязи в человеческом поведении моральной свободы и ответственности. От правильного ее решения зависит не только разработка основной проблемы данного исследования, но и выработка правильной, научно обоснованной программы нравственного воспитания, ибо конечная цель всех этических исследований морального аспекта поведения прежде всего практическая — способствовать формированию человека, сознающего ответственность за свое поведение и поступающего в соответствии с этим.