Стадия 2

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Главная цель второй стадии состоит в том, чтобы заменить дисфункциональные мысли, отношения и убеждения, используя техники когнитивного реструктурирования. Поскольку люди с ожирением часто думают, что они зависимы от пищи, им необходимо помочь различить несдержанность в еде и истинную зависимость (напр., алкогольную и злоупотребление лекарствами) следующим образом: (а) в отличие от еды лекарства и алкоголь имеют токсичные или наркотические свойства, с которыми связан синдром отмены; (Ь) в отличие от лекарств и алкоголя, полное воздержание от пищи невыполнимо и нежелательно, поэтому пациенты должны стремиться сохранять самоконтроль и здоровые пищевые паттерны (Fairbum, Marcus, & Wilson, 1993); и (с) генетические и метаболические факторы при ожирении могут ограничить усилия по контролю за весом.

Можно использовать техники когнитивного реструктурирования, чтобы добиться признания пациентами того, что переедание — это поведенческая проблема, которая может подчиняться контролю, а ожирение управляемо только частично. Как и в лечении нервной булимии, к форме тела и проблемам веса нужно подходить с гипнотическими техниками и техниками когнитивного реструктурирования, терапевту следует использовать техники управляемой экспозиции (см. в гл. 9 — прим.ред.) и сосредоточиться на расширении представлений пациента о его самоценности вне проблем формы и веса тела и на развитии его более позитивного ощущения своего Я. Пациент с ожирением должен знать, что кроме его актуального веса низкая самооценка и негативные чувства только усиливают его ощущение себя толстым и уродливым (Fairbum, Marcus, & Wilson, 1993).

Кратко повторим три стадии лечения нервной булимии для терапии пациентов, страдающих ожирением. Сначала пациенты участвуют в самонаблюдении, при котором они ведут пищевые дневники. Затем пациенты изучают управление стимулами, где их инструктируют ограничить ситуации, в которых они будут есть, и снизить присутствие сигналов, которые могут вызывать переедание. Ниже мы даем примеры правил по управлению стимулами для пациентов с ожирением:

  •     Принимайте пищу только в специально отведенных для этого местах (например, на кухне или в столовой за обеденным столом).
  •     Ни чем другим во время еды не занимайтесь (например, не смотрите телевизор).
  •     Подавайте пищу в небольших количествах.
  •     Выходите из-за стола, как только еда окончена.
  •     Посещая магазин, пользуйтесь списком покупок и покупайте только те продукты, которые есть в списке.
  •     У берите подальше легкие закуски и еду для перекуса, чтобы вам было трудно до них добраться.

И наконец, пациентов, страдающих ожирением, инструктируют по изменению пищевого поведения. Мы даем своим пациентам листок-памятку со специальной инструкцией, чтобы замедлить процесс принятия пищи и чтобы за время, отведенное на еду, они употребляли пищи меньше:

  •     Берите небольшие кусочки пищи.
  •     Жуйте медленно.
  •     Смакуйте пищу, чтобы получить от еды максимальное удовольствие.
  •     Проглотите кусок пищи прежде, чем положить в рот следующий.
  •     Выдерживайте паузу между соседними кусками.
  •     Во время паузы кладите столовый прибор на стол.

В крайних случаях можно тренировать пациента такому поведению во время терапевтической сессии. Для этого пациенту полезно прийти на занятие относительно голодным и принести с собой здоровую, низкокалорийную пищу (например, яблоко). Пациента можно попросить оценить степень голода до и после проведения упражнения. Как правило, прием относительно небольшой порции пищи через достаточно длительный период времени (например, половина яблока через 20 минут) приводит к весьма значительному снижению чувства голода. Это вызывает удивление и укрепляет уверенность в ценности медленной еды. Можно также усилить изменение пищевого поведения с помощью техники образной репетиции, где пациенты сначала представляют себе, что находятся в ситуации высокого риска. Затем они представляют себе то, что им хочется сделать в такой ситуации. И наконец — представляют себе позитивные последствия желаемой реакции, например, как они снизили свой вес, влезли в одежду меньшего размера, испытали чувство гордости за достигнутое и т.д.





Комментарий к статье