Социологический психологизм в США

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Под некоторым влиянием идей Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера Самнер предпринял попытку создания концепции происхождения культуры и ее влияния на формирование человеческой психики. В связи с этим У. Самнера не без оснований относят к основоположникам так называемой культурной (социальной) антропологии.

Существенно важными для становления и развития американской социологии стали идеи и труды Альбиона Смолла (1854—1926).

Социологические воззрения А. Смолла формировались под сильным воздействием идей социального дарвинизма и концепций зачинателей школы «социального конфликта» Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера.

Заимствовав у Г. Ратценхофера идею конфликта интересов и исходя из того, что интересы являются первичными элементами человеческих действий, Смолл предложил считать категорию интереса основной единицей социологического анализа и концепции социального процесса.

Уделяя категории «интерес» особое внимание, Смолл тем не менее не сумел выработать удачного определения ее, поскольку в общих чертах под интересом он понимал лишь «неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия».

Полагая, что жизнь индивида в обществе сводится к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремятся удовлетворить свои интересы за счет других людей, Смолл утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их.

Осуществляя такую классификацию, Смолл пришел к выводу, что вся социальная жизнь являет собой результат взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье (пищу, сексуальные отношения), благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость (правоту). Подчеркивая особую силу интереса справедливости (правоты), Смолл вместе с тем отмечал, что любой класс интересов притязает на абсолютное доминирование, в силу чего осуществляется постоянный конфликт различных классов интересов, являющийся формой выражения их всеобщей связи.

По мнению Смолла, вокруг мощных носителей различных интересов и образуются разнообразные социальные группы и институты. Причем в силу самой природы данных социальных общностей конфликт между ними становится в первую очередь конфликтом интересов.

Психологическая акцентировка социальных проблем, развивавшаяся Смоллом под определенным влиянием идей Л. Уорда, в значительной степени содействовала его частичному отходу от примитивного социал-дарвиннзма. В результате развития собственной версии социального конфликта Смолл несколько отошел от одномерных представлений Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера и предложил трактовать социальный конфликт как одну из форм взаимодействия людей.

Истолковывая процесс общественного развития как результат постоянно возрастающего взаимопереплетения интересов люден, Смолл уделил большое внимание проблеме перехода от социального конфликта к социальному согласию. По его мысли, этот переход должен осуществляться с учетом того, что «все социальные проблемы являются проблемами отношений личных единиц, которые имеют в себе определенную инициативу, выбор и силу. Этому личному уравнению должна быть приписана его реальная ценность…».

В наиболее концентрированной форме суть воззрении Смолла была выражена им в классическом афоризме социологического психологизма: «Нет ничего социального, что не являлось бы психическим».

Отстаивая позиции политического реформизма и критикуя капиталистическое общество с либеральных позиций, Смолл придавал большое значение поиску практических возможностей использования социологии для постепенного улучшения всех социальных институтов. По его мнению, социология безусловно может выступать в качестве эффективного компонента «социальной технологии», направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

Существенно новым моментом в теории А. Смолла стала формулировка им практической задачи социологии, в качестве которой он рассматривал содействие в установлении гармоничных внутренних и внешних отношений социальных групп и институтов путем изменения содержания и направленности психических процессов.

Идеи и концепции Смолла оказали весьма значительное влияние на институционализацию и концептуальное развитие всей американской социологии.

Подобно некоторым предшественникам, и в частности Л. Уорду, известный американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, профессор Франклин Гиддингс (1855—1931) также стремился к созданию всеохватывающей социологической системы, исходя из установок психологизма.

Характеризуя социологию как «конкретную, описательную, историческую, объяснительную» науку, Гиддингс отмечал, что в отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлении разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом. Поэтому, по мнению Гиддингса, социология — это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии.., в силу чего в социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологического синтеза, на основе тщательного изучения психических вероятностей «великого мира человеческой борьбы». Основная теоретическая идея Гиддингса наиболее полно выразилась в понятии «себеподобного сознания» («сознания рода», «родового сознания»), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода,— писал Гиддингс,—… под этими словами я подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою».

Именно «сознание рода», по Гиддингсу, делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как «только сознание рода и не что другое отличает социальное поведение… от чисто экономического, чисто политического или чисто религиозного поведения».





Комментарий к статье