Социологический психологизм в США

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Социальный прогресс общества и цивилизации, по мнению Уорда, обусловливается и обеспечивается особыми «социогенетическими силами», которые подразделялись им на силы интеллектуального и морального порядка. Из всех «социогенетических сил», согласно Уорду, главную роль играют «интеллектуальные силы», являющиеся источником идей и подчиненные трем желаниям знания: получению знаний, раскрытию правды и установлению взаимного обмена информацией.

Значительное внимание уделил Уорд разработке утопического учения об «идеальном обществе» — «социократии», отличительным признаком которого, по его мнению, будет научный контроль социальных сил «посредством коллективного разума общества».

По мысли Уорда, такое общество может быть построено путем преобразования капитализма на основе введения всеобщего обязательного образования.

Излагая основные идеи своего социологического учения, Уорд подчеркивал, что сутью его концепции и «венцом всей системы» является «признание и доказательство необходимости равного и всеобщего распределения знания».

Идеализируя капиталистические отношения, Уорд полагал, что в современном ему обществе идет, главным образом, борьба за организацию, и провозглашал эту борьбу фундаментальным законом социального развития. Исходя из содержания данного закона, он и вывел положение о необходимости всеобщего образования как регулирующего фактора организационной структуры капиталистического общества. «Образование — единственная надежная форма социальных видоизменений, несомненно влекущая за собой благие последствия»,— отмечал Уорд и выступал с резкой критикой религии как препятствия на пути науки и социального прогресса. Неоднократно заявляя, что единой целью всех социальных органов и учреждений должно быть общее благосостояние, Уорд предлагал в качестве средства для достижения этой цели «уменьшение социального трения».

Социологический инстинктивизм и психологизм Уорда, сводившие суть социальных процессов к столкновению неизменных черт биологической и психической природы индивида с общественными условиями, отстаивали идею мирного устранения социального неравенства и просветительской трансформации капитализма в социально справедливое и благоденствующее общество.

Дальнейшую психологизацию социологической теории осуществил видный деятель американской социологии профессор Йельского университета Уильям Самнер (1840—1910), положивший начало социологическому изучению норм социального поведения.

Социологические воззрения Самнера сформировались под воздействием идей социального дарвинизма, и главным образом концепций Г. Спенсера.

Исходные теоретические установки Самнера предопределили его видение общества как стихийного процесса социальной эволюции человечества, определяемой естественным отбором и борьбой за существование.

И тем не менее У. Самнер несколько отошел от традиционалистских представлений, когда на основе социологического анализа большого этнографического материала он приступил к изучению нормативных элементов социальной жизни.

Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, Самнер считал нравы и «народные обычаи», понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социал ьнон группы.

Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или всех стандартизированных нормативов поведения, Самнер отмечал, что «действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или, по крайней мере, действующих сходным образом перед лицом одной проблемы. Непосредственным мотивом является интерес» [166. Р. 83].

Абсолютизируя процессы борьбы за существование и их роль в человеческих сообществах, Самнер трактовал народные обычаи как складывающиеся бессознательно способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. При этом основополагающими мотивами человеческих действий Самнер считал голод, сексуальную страсть, честолюбие и страх.

Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек Самнер осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают на уровне индивида уже как привычки. В силу этого индивид соответствует своему социальному окружению как участник деятельности общественной группы, как существо, принимающее ее нормы.

Определенную известность и популярность приобрели выработанные Самнером понятия «мы — группа» и «они — группа», посредством которых фиксировались отношения и установки. Согласно концепции Самнера, «мы — группа» характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения «мы — групп» и «они — групп» — определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом «примитивным обществам», Самнер непосредственно связывал с «этноцентризмом», понимаемым нм как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.

Полагая, что «собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются по отношению к ней», Самнер выработал представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни — поддержание самой жизни.

Это воззрение на общество обусловило мнение Самнера о том, что стихийная природа всех социальных процессов практически исключает возможность регулирования людьми собственной общественной жизнедеятельности.

Считая абсурдной саму идею о возможности сознательного и целенаправленного улучшения общества, Самнер неоднократно выступал против теории научного социализма, которая квалифицировалась им как «вызов фактам».

В основном ограничиваясь социопсихологической интерпретацией исследуемых процессов и явлений, Самнер все же сумел получить некоторые значимые результаты. К ним, например, можно отнести постановку проблемы о роли нормативности в общественной жизни.





Комментарий к статье