Социологический психологизм в США

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обусловливается структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок «обобщенного другого».

Существенное значение для развития социологии и психологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Согласно ей, многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения — «ролей», которые человек играет в обществе. Причем, по Миду, анализ «ролей» человека дает достаточные основания для суждений не только о его поведении, но н о его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Многократно подчеркивая необходимость изучения внешних проявлений социального взаимодействия людей и объяснения внутренних психических процессов в терминах наблюдаемого поведения, Мид стремился вскрыть механизмы формирования человеческого «Я» во взаимодействии с другими людьми. Но вместе с тем его анализ межиндивидуального общения зачастую ограничивался лишь формальной стороной, поскольку им игнорировались предметная деятельность индивидов и другие важные факторы социального взаимодействия.

Большое влияние на психологизацию социологической теории оказал выходец из Англии, психолог Уильям Мак-Дугалл (1871 —1938), с 1920 г. работавший профессором американских университетов в Гарварде и Дьюке.

Провозгласив психологию «основным базисом, на котором должны быть построены все социальные науки.— этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология…», Мак-Дугалл стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Центральное место в его учении занимают социально-пспхологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных «инстинктов, эмоций, импульсов».

Считая основной целью своих исследований систематическое изучение движущих сил поведения человека, Мак-Дугалл утверждал, что основной силой такого рода являются инстинкты и что именно поэтому «психология инстинкта» должна стать теоретической основой всех социальных дисциплин.

Подменяя собственно социологический подход психологическим инстинктивизмом, Мак-Дугалл понимал инстинкт как «врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию» [39. С. 98].

По мнению Мак-Дугалла, «инстинкты» представляют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

В инстинктивистской психосоциологин Мак-Дугалла выделялось около 20 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, бегства, воспроизведения, самоуничижения и т. д. Главенствующим инстинктом Мак-Дугалл считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, Мак-Дугалл произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии со своей «социологической теорией» войн и вооруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, а по его концепции религии выходило, что в основе ее лежит комплекс инстинктов — любопытства, бегства, самоуничижения и эмоционального возбуждения, соответствующего родительскому инстинкту.

Всего Мак-Дугалл выделял семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости — эмоция гнева, инстинкту воспроизведения — эмоция сексуальной ревности и т. д.

Мак-Дугалл полагал, что в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом утверждалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств Мак-Дугалл особенно выделял «эготнческое» чувство как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по Мак-Дугаллу, обусловливается формирование содержания и формы человеческого «Я», которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной чертой учения Мак-Дугалла была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некоей биологически значимой цели. Главным признаком живого является «горме»— некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, Мак-Дугалл хотел создать целевую «гормическую психологию», в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако, в конечном счете, эти попытки не увенчались успехом.

По справедливому замечанию классика западной социологии XX века П. Сорокина, инстинктивистские концепции представляли собой некую разновидность рафинированного анимизма, поскольку «позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпретируют все явления как проявления этих инстинктов-духов».

Как социолог и человек Мак-Дугалл придерживался консервативных взглядов и в отдельных вопросах доходил до откровенной реакционности. Таким, например, являлось его утверждение о якобы присущем негроидной расе специфическом «инстинкте подчинения».

Психологический инстинктивизм внес определенный вклад в становление социологического психологизма прежде всего своим обращением к изучению несознаваемых компонентов психики человека и их роли в общественной жизни. В то же время из-за подмены социально-исторических закономерностей индивидуально психическими п биологическими концепция Мак-Дугалла выступила как регрессивный фактор развития социологии.

Одним из виднейших представителей социологического психологизма является американский социолог Эдвард Росс (1866—1951), автор первого в США учебника по социальной психологии.

На формирование его мировоззрения оказали большое влияние идеи Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Л. Уорда, А. Смолла. В сущности, теоретическую деятельность Росса можно рассматривать как попытку соединения теории интересов Смолла с теорией Уорда о социальных силах в целях создания психосоциологической теории «социального порядка» и «социального контроля».

По мнению Росса, предмет социологии — исследование социальных процессов как результатов взаимодействия индивидуумов и социальных групп. Главным же предметом его собственных исследований было изучение проблем солидарности и социального порядка в группах и обществе. В основном это касалось изучения вопроса о том, каким образом воздействуют на личность и социальную группу различные официальные и неофициальные нормы поведения, заставляющие их придерживаться основных ценностей данного общества.

Исследуя возможности организации «здорового социального порядка», Росс пришел к выводу о том, что основным признаком наличия социального порядка служит отсутствие враждебных социальных столкновений, что в свою очередь указывает на то, что притязания социальных групп удовлетворяются в соответствии с установленными правилами.

Понимание социального порядка как отсутствия беспорядка не помешало, однако, Россу предположить, что достижение первого осуществляется за счет определенного «социального жертвоприношения», которое является законом существования общества.

Считая общество выражением взаимоотношений людей и их интересов в процессе производства, Росс сводил потребности, определяющие эти интересы, к «субъективному миру индивидуальной психологии», к готовности отдельных индивидов нарушать мир или отрицать правила — к состоянию, зависящему от их умонастроения.

«Люди…—писал Росс,— находятся в состоянии хронической потребности в лучшем порядке, чем это могут предоставить им их природные моральные мотивы. Рано или поздно они начинают чувствовать угрозу своему благополучию. Они обнаруживают себя в определенном несогласии, коллизии, общей неуверенности, которая лишает их моральных и материальных преимуществ… Элементарная личная борьба угрожает общему благосостоянию подобно вышедшей из берегом реке… И если люди находят средства для борьбы со стихией, то почему не найти их для борьбы с человеческими страстями? Если можно, то, естественно, единственное, что нам нужно,— это групповой контроль поведения».

Таким образом, Росс открыл новую область исследований социологии, предложив считать в качестве специального предмета ее изучения совокупность средств, предназначенных для контроля над человеческим сознанием и поведением.





Комментарий к статье