РЕВНОСТЬ, ИЗМЕНА, ВЕРНОСТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наши специалисты утверждают, что измена стала частью современных нравов и что сейчас к ней следует относиться несколько иначе, чем это было принято, например, несколько десятилетий назад. Такая точка зрения, по-видимому, имеет право на существование, особенно если учесть, что к сексологам и психологам в наши дни постоянно обращаются пары, якобы желающие преодолеть типичные сложности в супружеских отношениях. Однако часто выясняется, что один из партнеров давно живет двойной жизнью, поддерживая на стороне близкие, почти супружеские отношения, а иногда и имея ребенка.

С тех пор как именно чувства (а не какие-то другие, например, имущественные соображения) стали основой супружеских отношений, казалось, можно было бы предположить, что проблема супружеской неверности перестанет быть актуальной, ею не придется специально заниматься. Но в реальной жизни очень и очень многие не в состоянии сдержать данное слово, более того, верность нарушают, не испытывая при этом особых угрызений совести. В связи с этим напрашивается вопрос, почему же так происходит, если принять, что супружеские отношения сегодня — это добровольный союз, свободный от давления со стороны семьи или окружающих. Можно сформулировать также еще один вопрос: в какой степени в сегодняшних межличностных отношениях верность является ограничением, а в какой — возможностью достичь большего самосовершенствования каждого из супругов? А кроме того, какой смысл вкладываем мы сегодня в это понятие, какие ценности оно содержит, самоограничение какого рода предполагает?

Ограничимся лишь отношениями он — она, хотя в жизни каждого присутствуют и другие, неразрывно связанные с правильным пониманием верности понятия, такие, например, как верность Родине. Совсем не обязательно отождествлять ее с героической смертью на поле брани, в обычные мирные времена ее тоже трудно бывает сохранить, а иногда она оказывается труднее той легендарной, овеянной славой… Существует также верность себе самому, предполагающая способность признаваться в собственных ошибках, верность идеалам своей юности, определивших наш жизненный путь и делающих существование более наполненным и возвышенным. Можно привести и другие примеры, когда верность, хоть это может казаться немодным и непопулярным, оказывается необходимым условием дальнейшего развития и подлинной человечности.

Верность предполагает, что партнеры решают по доброй воле поступать так, чтобы сохранить свою любовь, отношения в браке и семью. Однако сам факт такого намерения еще недостаточен. Возможно его осуществить при полной эмоциональной зрелости, осознании ответственности за чувства и судьбу другого человека и, наконец, при том, чтобы поверивший человек не разочаровался в данных ему обещаниях. Верность связана также с определенной иерархией ценностей, которую каждый взрослый человек, если он действительно стремится к дальнейшему развитию личности обязан тщательно продумать и осознать.

Если попытаться определить, что такое верность, то, не вдаваясь в сложности, можно сказать: слова не должны расходиться с делами, поступки должны соответствовать провозглашаемым взглядам и принципам. Конечно, принципы эти не будут одинаковыми для, например, очень молодого человека, поглощенного и очарованного женственностью во всех ее проявлениях, и для взрослого мужчины, уже прошедшего через определенное воспитание чувств и определившего для себя свой тип женщины. Молодой человек еще учится делать выбор, пытается определить лейтмотив своих чувств, и его, естественно, привлекают девушки, отличающиеся и чертами характера, и свойствами ума, и типом красоты. Прежде, чем его идеал выкристаллизуется в конкретной девушке, в какой-то мере соединившей в себе характерные черты его прежних приятельниц, должно пройти время.

Следует, однако, подчеркнуть, что в отношениях с разными девушками молодой человек тоже может вести себя по-разному. Встречаясь с ними, можно учиться, как нужно правильно реагировать на разные девичьи желания, просто приобретать опыт общения с другим человеком, учиться уважать его взгляды и стремления и в отношениях с ним находить разумный компромисс. Но можно к очередному увлечению относиться как к объекту все более смелых опытов в области секса и, узнав многих, так ничему и не научиться, даже не приблизиться к порогу настоящих зрелых чувств. И не удивительно, что повзрослев, такой человек так и будет стремиться к одной физической близости, руководствуясь лишь самыми примитивными соображениями и не считая себя обязанным соблюдать данные обещания.

Во всяком случае можно с уверенностью сказать, что люди, решающие начать совместную жизнь, всегда бывают убеждены, что проблема неверности перед ними никогда не встанет, ведь они любят друг друга, а любовь предполагает исключительность. Проведенный в нескольких странах опрос молодежи показал, что сама идея верности жива и в сути своей осталась неизменной. Почти все участники опроса хотели, чтобы партнер был им верен, и сами готовы были хранить ему верность. Нет причин подвергать сомнению истинность этих заявлений, но реальные человеческие судьбы гораздо сложнее, жизнь часто складывается вопреки провозглашенным намерениям. Происходит разрыв, и в этом случае потери, понесенные изменившим, равны, а иногда и превышают потери пострадавшей стороны.

Циливизационные изменения выработали новую форму верности, сняли с нее тяжесть сурового предписания, превратили ее в добровольное соглашение, которое должно служить сохранению любви. Верность приобрела глубокий смысл, а ее сохранение связывается с большей ответственностью за свои слова и поступки, с уменьем удержаться от случайных связей, предполагает, что супружеская жизнь базируется на настоящих глубоких чувствах. Следует, однако, помнить, что и глубокие чувства нуждаются во внимательном к себе отношении и в терпении. Они не возникают по мановению волшебной палочки, но непрерывно и постоянно заново строятся обоими партнерами, упорно и отважно познающими науку быть вместе, невзирая на неизбежные столкновения и конфликты. Легко разрушить существующие отношения ради новых, сулящих в своей новизне приятные эмоции и увлекательные переживания. Гораздо труднее упорно трудиться над постоянным и постепенным совершенствованием взаимоотношений с тем партнером, который уже определен и избран, но в отношениях с которым мы на каком-то этапе вступаем в полосу конфликтов и неудач.

В этом смысле верность, несомненно, несет в себе некоторое ограничение. Однако оно принимается сознательно и направлено на углубление самопознания, на выработку у себя способности преодолевать минутные, внезапно вспыхнувшие порывы, а также, если относиться к ней как к важному фактору укрепления взаимоотношений с партнером, она позволяет достичь более высокого развития собственной личности и чувства собственного достоинства, что позволяет яснее видеть и выше ценить эти же черты в другом человеке.

Таким образом, современное понимание верности для каждого человека — возможность строить свою жизнь в соответствии с самыми важными своими устремлениями, просто и одновременно таким образом, чтобы оно давало чувство удовлетворения. Несмотря на нынешнюю эротизацию жизни, на так называемый отказ от устаревших норм поведения, то, как человек понимает личное счастье, по сути дела не изменилось. Как и раньше, счастье — это наполненные, основанные на доверии и дружбе супружеские отношения между людьми, сознательно сделавшими свой выбор и обогащающими себя и свою жизнь объединившей их любовью.

В связи с этим уместно привести высказывание доктора Кристины Старчевской, этика и философа: «В хаосе поведенческих норм в сегодняшнем мире (норм, часто противоречивых) от морального одичания нас может спасти не усиление репрессивных, как считают некоторые, мер за определенные проступки, но стремление каждого лично глубоко осознать основные гуманистические ценности. Оказывается, что в сегодняшнем мире морально способен поступать не тот, кто может воздержаться от некоторых поступков из-за опасения, что это грех, но скорее тот, кто искренне не желает причинять страданий и обид, ведущих к деградации другого человека, кто в состоянии понять и себя, и другого, может самостоятельно регулировать свои действия…

Не подлежит никакому сомнению, что вести себя морально сегодня гораздо труднее, чем когда-то, поскольку соответствие моральным нормам не удается свести к чисто механическому соблюдению четко сформулированных правил».





Комментарий к статье