Психология как наука

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

При изучении этой темы следует обратить особое внимание на следующие положения:

  1. Понимание сущности психики как отражение окружающей человека действительности. Раскрывая сущность процесса отражения, надо обратить внимание на следующие его черты:
    • а) отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека происходит в том случае, когда объект находится в действительности. Несуществующие предметы, явления человек познать не может. Важно обратить внимание на путь познания: переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия к мышлению;
    • б) познание мира происходит только в деятельности. Активно воздействуя на окружающие предметы и явления, человек познает их свойства и существующие между ними связи. В учебной и трудовой деятельности человек уточняет и обогащает свои знания о предметах и явлениях;
    • в) правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно-исторической и личной практикой людей. Если знания человека соответствуют действительности, то в процессе деятельности он получает ожидаемый результат. Ошибочность знаний тоже обнаруживается на практике;
    • г) отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего сознания. В то же время отражение субъективно, потому что отражает действительность конкретный человек, со всеми особенностями и своеобразием личности.
  2. Предмет изучения психологии. В процессе становления психологии как науки существенно менялось представление о предмете ее изучения. На ранней стадии развития общества предметом психологии считалась душа. В XVII веке предметом психологии стало явление сознания, в XX веке — поведение (с английского — бихевиоризм). В настоящее время предметом психологии стала психика.
  3. Важно показать принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеалистами. Идеалисты говорили о первичности, духовности психического, что психика не зависит от материи, а значит, психику познать нельзя. Материалисты говорили, что психика — порождение материи и ее можно познать.
  4. Говоря о значении психологии, необходимо объяснить, что задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть закономерности психической деятельности, так как, только зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития.

Состояние, структура и методы современной психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)
  • Принципы психологии.
  • Структура современной психологической науки.
  • Система методов психологических исследований.

Информация по темам «Мозг и психика», «Невероятно, но факт».

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

1. «Мозги с дырками соображают лучше?!»

Французские врачи в растерянности: они не в состоянии объяснить, что происходит со студенткой из Тулона Клодетт Бонне. 19-летняя девушка имеет невероятно высокий показатель интеллекта. В колледже она учится только на «отлично». Между тем редкостная болезнь буквально «проедает» дырки в ее мозгу. Серое вещество девушки изъедено 81 дырой, а оставшаяся ткань мозга у нее твердая, как корка черствого хлеба. Наиболее сильно повреждена лобная часть, которая отвечает за мышление и индивидуальность. По всем показаниям Клодетт должна быть слабоумной, а она фантастически умна и психически нормальна. Клодетт начала писать в 2 года, ее успехи всегда были просто блестящими. Однажды в школе с ней произошел несчастный случай: на уроке физкультуры Клодетт упала и получила легкое сотрясение мозга. Доктора провели исследование и не поверили результатам: ее мозг был так деформирован, что не имел ничего общего со здоровым мозгом. Позднее они сделали биопсию, которая и выявила редкую болезнь. Специалисты в конце концов пришли к выводу, что из-за врожденного дефекта гипофиз Клодетт вырабатывает вещество, которое разъело ее мозг, подобно кислоте. Но никто не в силах объяснить, как ему удалось не только выжить, но и работать на таком высоком уровне. Сама Клодетт говорит, что она совершенно нормальный человек, а если ее мозг не похож на мозги других людей, так это уже их проблема. Ее мозг устраивает ее полностью (1999 г.).

Ощущение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения:

  1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предмета. Отсутствие какого-либо ощущения делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности. Слепой от рождения не может познать такие свойства предметов, как свет и цветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячих людей.

Восприятие

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:

1. Важно с самого начала раскрыть сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.

Внимание. Воспитание внимания у школьников.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Задача: сформировать у учащихся знания об особой форме психической активности человека — внимании, как одном из основных условий учебно-воспитательного процесса.

Урок начинается с изучения нового материала.

Внимание учащихся на разном возрастном этапе

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)
Возрастные
периоды
Виды
внимания
Устой-чивость Объем Распреде-ление Переклю-чение
Младший школьник
(6-10 лет)
Непроизвольное
внимание
10-20 мин. 2-3 знака Слабое Затрудняется
Подростковый возраст
(10-15 лет)
Развивается
произвольное
и послепроизв.
40-45 мин. 4-6 знаков Значительно
совершенст-вуется
Значительно
совершенст-вуется
Юношеский возраст
(16-17 лет)
Все виды внимания 45-50 мин. 5-6 и более знаков Происходит быстро,
легко и полноценно
Происходит быстро,
легко и полноценно