Ощущения лежат в основе познания действительности. В связи с этим необходимость развития ощущений приобретает особое значение. Все ощущения развиваются в деятельности, в процессе длительных и систематических упражнений. Работа органов чувств приобретает специфическую направленность в зависимости от характера деятельности.
Музыкальные упражнения развивают слух человека иначе, чем упражнения, допустим, в приеме радиограмм; зрительные ощущения по-иному развиваются при занятиях рисованием, чем при упражнениях в глазомере. Все это объясняется тем, что каждый вид упражнений любого органа чувств приводит в действие особые, присущие только ему физиологические механизмы. Следовательно, чтобы достигнуть наилучших результатов в деятельности тех или иных органов чувств, необходимо развивать их на разных видах деятельности. И чем раньше начнутся упражнения, тем большие будут результаты, ибо в детстве органы чувств пластичнее.
Развитие органов чувств упражнениями в разных видах деятельности не исключает необходимости и их специализации путем упражнения в тех конкретных видах деятельности, которым собирается посвятить себя человек. Развитие органов чувств в широком плане позволит человеку глубже, в большой полноте и красочности познать мир действительности. Развитие же органов чувств в профессиональном направлении способствует лучшей подготовке человека к его будущей специальности. Вот почему учащимся военных и суворовских училищ наряду с общим развитием органов чувств необходимо развивать их с учетом своей будущей деятельности воина-офицера.