ЖЕСТЫ ПУБЛИЧНОЙ ЛАУДАЦИИ: ДОСТУПЫ К БЛАГУ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


СОВРЕМЕННЫЙ КАНОН ЛАУДАЦИИ

По наблюдениям лингвистов в современной русской языковой среде «маленькие дети достаточно рано усваивают формальные лексические маркеры вежливости: «здравствуйте» и «до свидания”, “пожалуйста” и “спасибо”, “извини” и “прости”, “я больше так не буду” и “можно выйти из-за стола?”» (Современный руссний язын: Социальная и функциональная дифференциация № ,2003. С. ЗАО.) . Воспитанные дети благодарят за угощение, гостинцы, подарки. Не успевают они вырасти, как их самих начинают благодарить, поощрять и хвалить дипломами и благодарностями. В первую очередь награждают бенефициариев грамотами система образования и армия, но также спортивные и общественные организации, иные государственные ведомства («Грамота, благодарственное письмо, диплом,похвальный лист, сертификат, свидетельство -это неотъемлемые атрибуты торжественных церемоний. Кроме того, наградные документы — важные детали фирменного стиля. Эти носители фирменной символики размещают в качестве украшений в офисах и домашних кабинетах. Следовательно, к дизайну и качеству подобной продукции следует относиться с особым вниманием». URI: http://polltech.ru/conteny gramota-blagodarstvennoe-pismo-pokhvalnyi-list.) .

Лаудационный канон получает визуальное оформление. На похвальных листах с середины XIX до середины XX века изображают благодарствующих персон. Медальоны и картуши с портретами деятелей русской культуры, членов императорской фамилии сменяются профилями Ленина — Сталина. С 1956 года со школьных грамот исчезают портреты вождей, в орнамент гербовой бумаги почему-то вплетают бабочек или хоккеистов. Благодарят и награждают и за «отличные успехи и примерное поведение» (одно без другого, видимо, представляется невозможным), и «за многолетнюю пропаганду научно-технических знаний среди молодежи», и «за победу в соцсоревновании». Процедура публичного вручения наград усваивалась непривычным к ней населением аграрной страны не сразу. Так, в воспоминаниях жительницы Индоманской волости (Вашкинский район Вологодской области) живо предстает конфуз публичного действа. После тяжелых работ на «укреплении прифронтовых рубежей» юные работницы скопили некоторое количество общих денег, которые хранили в жестяной банке. Банку накрепко привязали к руке самой надежной девушки, чтобы «общак» не украли. Землячки решили посетить незнакомую им церемонию вручения наград за труд. И, как ни странно, выбранная ими за надежность хранительница банки была названа среди награждаемых:

12. Вручение дипломов об окончании детского сада. Фото Н. Николаевской. Май 2008 г. Санкт-Петербург .

12. Вручение дипломов об окончании детского сада. Фото Н. Николаевской. Май 2008 г. Санкт-Петербург .

13.Похвальный лист 1903 г.: «Педагогический совет Шуйского четырехклассного училища наградил за примерное поведение и отличные успехи ученика III класса Почина Федора»

13.Похвальный лист 1903 г.: «Педагогический совет Шуйского четырехклассного училища наградил за примерное поведение и отличные успехи ученика III класса Почина Федора».

В Вытегоре в центре площади был установлен стол, покрытый кумачовой скатертью. Здесь и собрали всех, кто работал на укреплении прифронтовых рубежей. Провели награждение лучших. Индоманским девчонкам была любопытна данная церемония, на которой они присутствовали впервые, но и хотелось, чтобы поскорее все закончилось — и домой. Подруги успели еще покрепче привязать к руке Марины банку, чтобы, не приведи бог, не потерялась в такой толпе. И вдруг выкрикивают: «Богданова Марина Николаевна». Все они поначалу испугались, словно оглушенные раскатом грома, а затем судорожно начали отрывать от Марины банку. Она и сама суматошно трясла рукой, чтобы освободиться от этого груза. Но несчастная банка словно прилипла к ней. Растерянную, ее уже вытолкнули из толпы. И только сделала она несколько шагов, банка грохнулась на камни площади и, подскакивая, покатилась прямо к луже. Под раскаты «ха-ха-ха» она металась: то ли награду получать, то ли за банкой бежать. И получив почетную грамоту, она все же незамедлительно вытащила из лужи общую кормилицу (Музей биографий. Русская провинция. XX в. СО. СПб., 2002.) .

14. Похвальная грамота 1945 г «Вьдана ученику 6-го класса мужской средней школы №37 г. Кемерово Ершову Андрею за отличные успехи и примерное поведение»

14. Похвальная грамота 1945 г «Вьдана ученику 6-го класса мужской средней школы №37 г. Кемерово Ершову Андрею за отличные успехи и примерное поведение»

15. Похвальная грамота 1957 г.: «Выдана ученице 4-го класса средней 68 школы г. Сталинграда Сидоровой Галине за отличные успехи и примерное поведение»

15. Похвальная грамота 1957 г.: «Выдана ученице 4-го класса средней 68 школы г. Сталинграда Сидоровой Галине за отличные успехи и примерное поведение»

Сложившийся в советский период и унаследованный постсоветской эпохой канон лаудации требует квалификации совершенного лицом или группой поступка или демонстрируемого поведения как блага. Квалификация осуществляется от лица институции (чаще всего государственной), причем прежде всего благо представляет собой служение государству по долгу: исполнение воинской обязанности, прилежание в процессе образования, достижения в научной или иной профессиональной сфере. Системой поощрения стимулируется чрезмерное, «отличное» исполнение долга. Власти предержащие оценивают личность или группу, тем самым экспроприируя их деяния в свою пользу. Сознание этой пользы и взыскание оценки становится само собой разумеющейся конвенцией. В логике «династического государства» в частном порядке, преимущественно материально властитель поощряет клиента в знак благодарности (личной положительной эмоции) за верность и преданность. «Государство концентрирует различные виды капитала, разные формы власти, а также материальные и символические ресурсы (деньги, почести, звания, милости и незаконные льготы) в руках короля, и тот может — посредством избирательного перераспределения — устанавливать и поддерживать отношения зависимости (клиентелы) или, сверх того, отношения личной признательности и таким образом упрочивать свою власть» (Бурдьё П. От «королевского дома» к государственному интересу: модель происхождения бюрократического поля. С.160.).

16. Благодарность 1945 г.Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой.Июль 2011 г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

16. Благодарность 1945 г.Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой.Июль 2011 г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

 17.Благодарность 1948 г. Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой. Июль 2011 г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

17.Благодарность 1948 г. Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой. Июль 2011 г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

18. Почетная грамота 1947 г. Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой. Июль 2011г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

18. Почетная грамота 1947 г. Из коллекции музея с. Лешуконское. Фото С. Ддоньевой. Июль 2011г. Село Лешуконское Лешуконского района Архангельской области.

19. Переходящее красное знамя. Из экспозиции музея с. Афанасьевское. Фото А. Балакина. Июль 2009 г. Село Афанасьевское Верхнетоемского района Архангельской области.

19. Переходящее красное знамя. Из экспозиции музея с. Афанасьевское. Фото А. Балакина. Июль 2009 г. Село Афанасьевское Верхнетоемского района Архангельской области.

В бюрократическом государстве институционально (через педагогический или трудовой коллектив. военное командование) публично и сим волически поощряется компетенция современных «легистов». Лаудация вызывает положительную эмоцию не награждающего института по отношению к индивидууму (педколлектив, командование, спортивное судейство — не самые аффективные институты), а самого награждаемого, конструируя клиентарный тип отношений: мы находимся в эмоциональной зависимости от хвалящего. Сформированная культурой потребность в признании зиждется в современной отечественной культуре только на внешней оценке. Меж тем психологи предупреждают об опасности «нереалистической самооценки — самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека» (Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. Цит. по: сайт «Познай себя» URL http:// poznatsebya. com/psylib/books/masla01.). Человеку необходимо сознание собственной компетенции, которое обеспечивает чувство уверенности и свободы. Принимая поощрение в публичном пространстве, мы вписываем себя в парные отношения «поощрение —демонстрация слабости», где патрон (государство через свои институции) имеет право нас поощрять, манипулируя благом, нами же и произведенным. Научиться производить благо не только ради взыскания оценки, но и для достижения состояния самоактуализации (А. Маслоу) и признания равных — способ выхода из клиентарной зависимости.

20. Наградные вымпелы в экспозиции музея с. Афанасьевское. Фото А. Балакина. Июль 2009 г. Село Афанасьевское Верхнетоемского района Архангельской области.

20. Наградные вымпелы в экспозиции музея с. Афанасьевское. Фото А. Балакина. Июль 2009 г. Село Афанасьевское Верхнетоемского района Архангельской области.





Комментарий к статье