1.3. Соотношения внутренних эмоциональных жизненных установок с типами конфликтного поведения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Таким образом, выстраивается иерархическая цепочка установок по силе их акцентированности у данной группы.

  1. На первом месте находится установка (+\+), которую и стоит признать в качестве ведущей внутренней эмоциональной позиции. В самом деле, используя метод опроса, нам удалось уточнить, что данная экспериментальная группа в достаточной степени успешно справляется с социальными проблемами, не испытывает трудностей в обучении и признается как благополучная. Становится понятно, что добиваться успеха в развитии наиболее легко представителям именно этой установки, поскольку они, с одной стороны, не тратят силы на отчаянное сопротивление и самоутверждающую борьбу со всем миром (+ \ -), а с другой стороны, не убивают свою жизненную энергию на сопротивление болезненному и гнетущему ощущению собственной неполноценности (- \ +). Они воспринимают реальность с радостью, раскрашивая все вокруг себя в самые разнообразные цвета (+\+), и категорически отказываются видеть мир сквозь серые очки уныния (-\ -).
  2. На второй позиции оказалась установка (-\+), которую стоит рассматривать в качестве актуализированной, то есть пребывающей в активном состоянии. Эта позиция не является доминирующей и основополагающей, но она насыщена психической энергией и оказывает ощутимое влияние на поведение испытуемых. Следовательно, возможно говорить о факте переживания этой позиции как актуального ощущения или некоего состояния сознания — настроения, переживания. Такое положение вещей может быть обусловлено как возрастными особенностями, так и положением выбора жизненного пути, периодом сомнений относительно своего дальнейшего развития. Это характерно для молодежи, вступающей в жизнь. По истечении времени и всех стрессовых ситуаций эта установка, предположительно, опять уйдет в тень; сейчас же она переживается как состояние терзаний или сомнений. Молодежь не чувствует в себе уверенности, поскольку еще не имеет реального опыта самостоятельной жизни. Сейчас юноши и девушки напоминают птенцов, которые, окрепнув, взгромоздились на край гнезда, но еще не решаются прыгнуть из него в огромный мир и свободно, уверенно и сильно взмахнуть своими уже выросшими крыльями. Они еще живут с предчувствием неизвестности и страхом неопробованных возможностей, но эти последние минуты ощущения беспомощности на исходе, и скоро они отправятся в свое первое путешествие.
  3. Установка (+ \ -) занимает третье место, что позволяет нам отнести ее в разряд подавленного, находящегося в положении между сознанием и не сознанием состояния. Исследователь позволил себе проявить любопытство и включил в батарею тестов опросник, затрагивающий отдаленное будущее молодежи. Была предложена ситуация, когда испытуемые должны были представить себя в роли главы крупного преуспевающего производства. К сожалению, подавляющее большинство респондентов отдали однозначное предпочтение авторитарному типу руководства (примерно 80 %), что говорит в пользу завуалированности, скрытости данной установки в силу ее сомнительности в данной подчиненной ролевой позиции, но отнюдь не о ее отсутствии. Стоит отметить, что, находясь в таком задавленном состоянии, эта установка может проявлять себя неожиданными вспышками самоуверенности или самодовольства, что мы нередко наблюдаем у подростков: они как бы выпускают пар, освобождаясь от лишней энергии; скопившейся в скрытой установке (+ \ -).
  4. На самое последнее место попала жизненная позиция (- \ -). Она, предположительно, вытеснена из сознания как неактуальная или не соответствующая действительности. Видимо, единственное, для чего она остается пригодной, — так это для активизации в минуты неудач, когда люди пребывают в состоянии беспомощности или сомневаются относительно своей правоты. Но, видимо, такие сравнительно мимолетные туманности не характерны для исследуемой группы людей. Они в основном настроены на радость и преодоление, а не на серость и терзания.

В рамках нормы была выявлена четкая тенденция к взаимосвязи явлений:

  • паранойяльные тенденции (+ \ -) по MMPI соотносятся с высокими (от 50 % и выше) показателями по конкурирующему типу конфликтного поведения (100 % респондентов с показателем Ра, находящимся в верхней границе нормы, выдали этот тип предпочтения);
  • шизоидные (Se) тенденции также оказывают влияние на выбор конкурирующего типа общения, но в меньшей степени, чем Ра.

С помощью теста К. Томаса были выявлены следующие тенденции:

1. Четкого предпочтения какого-либо одного типа поведения у группы не выявилось — «симпатии разделились», однако стоит заметить, что первое место заняли виды поведения в последовательности:

  • Конкуренция (соревнование) — 21, 2 %
  • Сотрудничество — 14,1 %
  • Компромисс — 17,5 %
  • Избегание (уход) — 24,7 %
  • Приспособление — 22,4 %

Следовательно, можно говорить о том, что в ситуации конфликта первой реакцией будет уход — желание избежать столкновения и решить возникшую проблему в другом месте или в другое время или с другими людьми. Такой подход следует признать экономичным и рациональным, но только в случае наличия возможного выбора. В ситуации отсутствия вариантов выбора, то есть когда избегание не даст позитивного решения, вступает в силу следующий способ реагирования — приспособление. Поскольку делать вид, что ничего не происходит, больше оказывается невозможным, приходится идти на уступки и лишения в надежде, что это удовлетворит оппонента и ситуация конфронтации будет исчерпана. Думаем, что для людей, потенциально ощущающих свою незрелость, слабость и неопытность, такой маневр поведения будет привычным и оправданным. Когда эти два способа не приносят желаемого успокоения или удовлетворения, то поведение резко меняется в сторону агрессивного сопротивления, которое находит свое выражение в конкурентном поведении. Теперь человек не намерен молчать или идти на уступки — он будет открыто или тайно защищать свои интересы, не обращая никакого внимания на проявления противоположной стороны. В случае, если силы оказываются достаточно уравновешены и победы не последовало, а демонстрация силы и протеста не привела к желаемому результату, то поведение смягчается в сторону поиска компромиссного решения или соглашения, позволяющего ценой взаимных уступок урегулировать ситуацию. Самым трудным и недоступным способом поведения оказывается сотрудничество, которое предполагает наличие хорошо развитой воли, способности видеть как свои, так и чужие интересы, уметь позитивно объединять их в одно целое и обладать способностью разумно доверять противоположной стороне понятно, что для молодежи такой тип поведения оказывается достаточно сложным.

2. Вторые места по предпочтению были заняты следующим образом: Конкуренция — 10,3%

  • Сотрудничество — 24,3%
  • Компромисс — 19,6%
  • Избегание — 30%
  • Приспособление — 15,9%

Следует отметить, что члены группы в целом настроены доброжелательно, так как на первый план выходит комбинация «избегание — сотрудничество — компромисс». Суммарно первая и вторая позиции выдают нам следующие выборы. Уходу от конфликтной ситуации отдается бесспорное предпочтение, это может быть обусловлено неопытностью и неуверенностью в своих силах. Второе место занимает комбинация «приспособление 4- сотрудничество», что позволяет судить о наличии готовности к совместной плодотворной работе в случае обнаружения доброжелательного ответа противоположной стороны. Третье место занимает сочетание «конкуренция + компромисс» — это свидетельствует о том, что в случае провала позитивного контакта группа в целом настроена на жесткое ведение переговоров и преследование своих целей с учетом небольшого количества уступок.

3. Последнее место заняли виды поведения в следующей последовательности:

  • Конкуренция — 32,9 %
  • Сотрудничество — 9,4 %
  • Компромисс — 16,5%
  • Избегание — 14,1%
  • Приспособление — 27%

Как наиболее нежелательная форма взаимодействия выделяется конкуренция (видимо, ее интуитивно находят грубой и малорезультативной, поскольку она требует достаточно эгоистичного и враждебного настроя по отношению к противоположной стороне). С другой стороны, этот тип коммуникации соответствует высокой мобильности, сообразительности и изворотливости при полном игнорировании взаимоотношений между людьми как ценности. Приспособление также вызывает мало симпатий. Люди стремятся не уступать или не пасовать перед трудностями, а активно преодолевать препятствия, самоутверждаться и преобразовывать пространство в соответствии со своими предпочтениями, взглядами и интересами. К компромиссному типу поведения обозначилось нейтральное отношение. Избегание и сотрудничество набрали меньше всего отрицательных оценок. Скорее всего, уход следует понимать как выражение неуверенности в своих силах, а сотрудничество — как крайне конструктивный способ общения (однако многие ощущают свою неготовность к такому серьезному и ответственному виду контакта).

Выделяется совершенно очевидное взаимоотношение актуализированной установки (- \ +) с избегающим типом конфликтного поведения: первое место по тесту К. Томаса и второе место по ММР1 и ориентировочному опроснику. Следовательно, можно говорить, что отказ от общения обусловлен переживанием состояния неудовлетворенности собой, сомнениями и терзаниями по поводу своей состоятельности ( — \ +).

Также были подмечены некоторые другие особенности и закономерности.

Конкурирующий тип поведения выбирают два различных типа людей — с высокими волевыми показателями (они знают, что и зачем хотят делать) и с низкими волевыми показателями (они проявляют компенсаторную форму упрямства). Люди с высокими показателями агрессии на данном этапе стараются сдерживать ее проявления и реагируют по приспособительно-компромиссному варианту, хотя тенденция выбора конкурирующего типа общения достаточно высока. Превышенная тревожность способствует избеганию и приспособлению, на защиту своих позиций у таких людей еще не хватает духу.

Депрессия в своих завышенных вариантах способна парализовать продуктивное поведение, а в допустимо высоких способствует увеличению агрессивных тенденций в поведении. В целом можно отметить, что разброс по типам конфликтного поведения необычайно разнообразен. Это свидетельствует в пользу того, что в норме (+ \ +) выбор типа поведения может быть обусловлен самыми разнообразными факторами.

В заключение этой главы, подводя итог рассмотренным проблемам, сделаем основные выводы:

  1. Доминирующая внутренняя эмоциональная жизненная установка оказывает влияние на предпочтение типа конфликтного поведения.
  2. По наиболее часто используемому виду коммуникации, в том числе и конфликтному, можно сделать вывод о виде доминирующей или актуальной внутренней эмоциональной жизненной установки.
  3. В рамках нормы, когда доминирует установка (Я +, Ты +), предпочтение выбора поведения обусловлено самыми разнообразными факторами (от мотивов и прошлого опыта до уровня тревожности и т.п.), перечислить и учесть которые крайне сложно, но по манере поведения можно заключить, какая вторичная, переживаемая субъектом как актуальное состояние, установка находится в активной форме.
  4. Люди с доминирующими разновидностями установок предпочитают различные типы поведения:
    •  представителей позиции (Я+, Ты +) характерно наиболее частое употребление такого вида контакта, как сотрудничество;
    •     представители установки (Я+, Ты -) чаще пользуются тактикой, построенной по принципу избавления, поскольку от тягостного и несовершенного явления действительности хочется поскорее отделаться, чтобы наконец заняться собой — «бесподобным». Поведение строится с позиции доминирования и конкуренции (соперничества); кооперативный тип поведения в данном случае будет иметь вид вынужденной или снисходительной уступки;
    •     для представителей позиции (Я-, Ты-) наиболее предпочтительной является выжидательная стратегия поведения, которая, скорее всего, найдет свое воплощение в приспособительно-кооперативном типе общения;
    •     для представителей позиции (Я-, Ты +) характерно предпочтение поведения по типу ухода, избегания контактов и может быть реализована приспособительно-уступчивая стратегия общения.




Комментарий к статье