УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ — ИГРА В СЛОВА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Начните с формирования круга. Лучше проводить это упражнение стоя, чем сидя, так как это повышает энергетический уровень всех участников, особенно тех, кто участвует в игре первый раз.

Спонтанность

Проявление спонтанности:

•    может быть инстинктивным и естественным: таким образом ведут себя дети до тех пор, пока их не отучивают быть спонтанными;

•    может обретаться вновь за счет преодоления препятствий и ограничений проявления спонтанности;

•    может приобретаться путем изучения принципов, которые мы можем сознательно применять, используя для этого разнообразные техники.

Принципы и методы

Кажется довольно парадоксальным, что существуют техники для обучения спонтанности, но именно применение этих техник позволяет

человеку достичь того уровня мастерства, на котором начинает проявляться настоящая спонтанность.

Зачем нам нужна спонтанность? Нам самим как тренерам и ученикам спонтанность необходима для того, чтобы справиться с неожиданными ситуациями, трудностями, которые неизбежно возникнут даже в самой предсказуемой тренинговой ситуации. Как сказал философ Джеймс П. Карс (Carse, 1987): «Чтобы уметь реагировать на неожиданности, необходима подготовка. А чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям, необходимо образование».

Спонтанность усиливает нашу восприимчивость, и мы готовы воспринять новый опыт и все то, что приводит к расширению нашего поведенческого репертуара. Мы внутренне растем. Импровизация — это способ получения информации из внешнего мира, по сути своей противоположный методу блокирования поступающих из внешнего мира сигналов. Мы наблюдаем импровизацию во многих традиционных видах искусства, начиная от джазовой музыки, пантомимы и клоунады и сказок и заканчивая индийскими «рагами» — довольно длинными музыкальными фрагментами, исполнение которых начинается с того, что музыканты настраивают звучание своих инструментов в соответствии с вибрациями публики и помещения, в котором выступают. Один из самых существенных моментов во всем этом — ощущение радости, которое приходит во время действия, другой момент — ощущение значимости того, что происходит на глазах у других людей здесь и сейчас, где каждое выполненное действие ориентировано на конкретную ситуацию.

Творцы в каждой из этих областей создают игры и структуры, которые подразумевают проявления спонтанности. Ощущение некоторого риска, связанного с неопределенностью ситуации, делает наше восприятие момента более живым и наполненным.

Участники тренинга только выиграют от нашей спонтанности. Они получают удовольствие от остроумных диалогов и оригинальных обменов мнениями. Заготовленные заранее записи — это неплохо, но те моменты, которые невозможно спланировать заранее, оказываются намного полезнее. Они делают курс уникальным и помогают вам завоевывать признательность участников, поскольку те ценят непосредственность вашей реакции на их конкретные действия и высказывания.

Я однажды наблюдал, как тренер изображал пьяного, гpy6oгo интервьюера, чтобы помочь ведущему найти способы справиться с трудной аудиторией. Его попытка вмешаться была встречена словами ведущего: «Вы мне мешаете говорить. Пожалуйста, покиньте помещение

и объясните ваше поведение исполнительному директору». На что тренер ответил: «А я и есть исполнительный директор».

Без спонтанности тренинг становится скучным. Аудитория быстро понимает, что наблюдает заранее заготовленный спектакль, слушает речь, которая уже неоднократно повторялась, работает с программой тренинга, остающейся неизменной в течение долгого времени.

«Принятие» и «надстройка»

Тренинг проходит особенно удачно, когда участники применяют принципы «принятия» и «надстройки».

Принятие заключается в том, чтобы прямо или косвенно уметь сказать «да». Это значит, что вы готовы принять первое, что вам предлагается. Вы, возможно, испытывали нечто подобное во время мозговых штурмов, когда ради пользы дела обучающиеся временно отказываются от критической позиции.

Для многих необходимость принимать связана с большими трудностями. С самых первых дней их обучали тому, как противостоять определенным проявлениям. И поскольку они уверены в том, что всегда добивались большего за счет спора, они недооценивают преимущества соглашения или сотрудничества. Другим людям несложно сказать «да», но только в том случае, если за этим последует непременное «но». В идеальном случае «но» подразумевает сохранение всех положительных составляющих исходного предложения и удаление тех пунктов, которые вас не устраивают. В своем наихудшем проявлении «но» является завуалированным отказом или же сигналом того, что человек не настроен на восприятие других людей.

Используя технику «надстройки», мы говорим «да» и добавляем «и». Каждое последующее «и» делает наше построение более прочным. Этот подход не подразумевает деления на плохое или хорошее или отказа.

Таким же образом актеры, импровизируя, приводят развитие идеи к драматической или комической развязке. Эдди Иззард, сюрреалистический британский комик, использует импровизационное мышление в своих сольных выступлениях. Он размышляет о том, что когда слышно, как кошка мурлычет, то на самом деле это означает, что она в этот момент «занимается бурением». Забавная идея, которую он некоторое время развивает, заключается в том, что кошки занимаются бурением в надежде добыть золото, нефть или что-то иное; бурение просто является неотъемлемой потребностью их натуры. Затем он добавляет, что «бурение» — это секрет, и если спросить об этом у наших котов, они будут все отрицать: «Бурение? Нет, что вы, я же кот». Затем он делает еще один шаг в направлении полной нелогичности и абсурдности, рассказывая о том, как он застукал своего кота, обнаружив все его приспособления для бурения.

Конечно же, из подобной импровизации можно извлечь и практические выгоды, например, если заняться ее последующим редактированием. Мы участвуем в мозговом штурме, а затем оцениваем идеи, но важно помнить, что редактирование — это отдельный процесс, и лучше посвятить ему специальный семинар (или отвести для него специальное время). Когда коллеги учатся воздерживаться от предварительных оценок, это становится для них ценным опытом доверия друг к другу. Они вместе отправляются в неведомое.

Если люди не знакомы с принципами «принятия» и «надстройки», они скорее склонны к блокированию. Стремление к блокированию легче всего заметить по сопутствующим словам, таким как «нет», «никогда», и отрицательным конструкциям: «Нет, я не могу, я не буду».

Блокирование может проявляться в виде прямого отказа в ответ на первое же предложение. Менее очевидно блокирование может выражаться словами: «Да, но». Союз «но» слишком часто используется в современной прессе, зачастую представляющей собой квинтэссенцию цинизма. Существует креативное блокирование для отклонения предложения, например, в ответ на предложение: «Давайте поедем в Свин-дон» следует предложение: «Давайте поедем в Миллвол».

Когда происходит блокировка, возможность импровизации исчезает. Негативная идея сказывается на самом импульсе-намерении, и сторонники спонтанности оказываются в положении, в котором чувствуют себя уязвимыми и обескураженными.

Блокирование:

«Давайте откроем новую фабрику».

«Нет, это слишком дорого».

(Результат: начинается спор или же все остается по-старому.)

Принятие и надстройка:

«Давайте откроем новую фабрику».

«Да, и у нас там будет новое оборудование».

(Результат: разговор может пойти в любом направлении.)

Блокирование с использованием конструкции «Да» но»:

«Я вижу, у вас новый ксерокс».

«Да, но вам нельзя им пользоваться».

(Результат: разочарование или спор.)

Принятие и надстройка:

«Я вижу, у вас новый ксерокс».

«Да, и если вы нажмете вот эту кнопку…»

(Результат: другой вариант ответа приводит к новым идеям и действиям.)

Эффект «здесь-и-теперь»

Когда мы используем «принятие» и «надстройку», мы быстро воспринимаем новые идеи. Мы также можем развить новую концепцию за счет создания эффекта «здесь-и-теперь», что предполагает концентрацию на конкретном событии и одновременное расширение кругозора.

Предположите, что вы с вашими сотрудниками хотите сделать атмосферу на рабочем месте более эффективной. Для того чтобы разработать необходимые процедуры, вы можете использовать упражнение «здесь-и-теперь». Сам офис и его непосредственное окружение следует рассматривать как «здесь». Упражнение необходимо для того, чтобы физически и психически исследовать как можно больше составляющих этого пространства. Распоряжайтесь пространством по своему усмотрению, исследуйте стены, найдите все уголки и трещинки и позвольте любой замеченной вами детали превратиться в мысленный образ, дающий вам новые возможности. Участники могут работать индивидуально или обсуждать свои идеи в группах.

При выполнении этого упражнения важно, чтобы участники не слишком узко определяли для себя понятие «здесь». Это означает, что допустимы сравнения и даже короткие визиты на территорию соседа.

Участникам будет полезно иметь более широкое представление об «этом мире», т. е. о той территории, которая и является предметом исследования. «Здесь» является чисто физической территорией, тогда как «этот мир» — это концептуальная система взглядов, которую вы используете, чтобы ориентироваться на этой территории. В нашем примере с офисом пространство офиса — это «здесь», а сочетание организации, людей и офиса — «этот мир». Другими словами, в момент выполнения упражнения участники осознают, где они находятся, и могут переключить свое восприятие на то, как можно было бы по-новому использовать существующее оборудование, что могло бы быть альтернативой рабочему столу, как можно перестелить пол, как увеличить свободное пространство и каким методом можно утилизировать отходы.

Вы также можете использовать создание эффекта «здесь» для избежания отстраненности участников от происходящего во время выполнения упражнений. Например, если идет важный разговор между коллегами, в этом случае концентрация на «здесь» поможет сфокусировать внимание всех присутствующих на их взаимодействии друг с другом.

Эффект «здесь» всегда сопровождается эффектом «теперь», поскольку пространство и время всегда существуют в единстве. Напоминайте участникам, что необходимо «оставаться в настоящем», чтобы извлечь максимум пользы из той ситуации, в которой они находятся.

Как добиться того, чтобы оставаться в настоящем? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

•    Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорят другие.

•    Осознавайте настоящее.

•    Не предвосхищайте события.

•    Избегайте предварительного планирования, пытаясь направить происходящее в каком-то направлении.

Неспособность оставаться в настоящем лишает нас жизненной энергии. Чтобы оказаться в будущем, мы должны быть поглощены происходящим в настоящем.

В некоторых процессах людям очень помогает присутствие ритма. Но часто ритм вызывает околотрансовое состояние, которое уводит людей от осознания настоящего. Старайтесь нарушать ритм. Настаивайте на нестандартном расписании, если вы хотите вернуть участников в то состояние, когда они осознают, что делают.

Как выясняют участники во время выполнения описанного ниже упражнения «единственное слово», сознательный мыслительный процесс иногда проходит очень медленно. Рут Запора (Ruth Zaporah, 1995) пишет: «Все, что мы изобретаем, страдает отсутствием новизны. Когда мы думаем, мы никогда не выходим за рамки нас самих и таких же людей, как мы; когда же мы ориентированы на настоящее, мы прислушиваемся к себе с меньшим вниманием».

Свобода в рамках структуры

Эффект «здесь-и-теперь» создает структуру, внутри которой мы вольны избрать для себя любой путь, включая тот, который изменит саму структуру. Структура похожа на грамматическую систему языка. Любое предложение, построенное с учетом грамматики, вписывается в структуру. Тем не менее внутри самой простой структуры мы можем найти бесконечные возможности. Так, чем более конкретной и сдерживающей является структура во многих видах искусства, тем большую свободу ощущает художник. Вероятно, слишком большая степень свободы в неструктурированных формах искусства приводит к непониманию того, что следует делать дальше. К роману, например, существует меньше требований, чем к классической поэзии. А к белому стиху по сравнению с обоими предыдущими жанрами не существует почти никаких структурных требований.

Это характерно и для спорта. В 1996 году футболист Джимми Кейс сказал следующее о команде Ливерпуля, за которую он играл:

Когда вы подаете мяч, у вас есть определенная роль, но все же тренеры всегда предоставляют вам определенную степень свободы действий. Они понимают, что для того, чтобы быть футболистом, вы должны знать о себе все на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное, чтобы вы смогли справиться с ситуацией…

Можно воспринимать тренинг как способ искусного совершенствования структур, с помощью которого можно успешно сдать экзамен на владение соответствующей степенью свободы. Например, если вы обучаете будущих пилотов умению управлять самолетом, то имеет смысл использовать тренажер, чтобы у пилота появилась возможность научиться реагировать на различного рода ситуации. На этом этапе нельзя рисковать жизнями пассажиров, поэтому, используя тренажер, вы исключаете ненужный на данном этапе элемент. Если вы хотите усовершенствовать техники продажи, то вы будете использовать для этого ролевые игры или репетиции, описанные в следующей главе; таким образом, вы сможете исключить из ситуации настоящих клиентов, расположение которых вы не хотели бы потерять из-за ошибок необученных агентов по продажам.

Цепочки слов

Цепочка слов дает участникам осознать суть «принятия» и «надстройки» и эффекта «здесь-и-теперь»; кроме того, это очень увлекательное упражнение, направленное на погружение в спонтанность. Часто во время выполнения упражнения участники приходят к пересмотру и улучшению своих способов взаимодействия, особенно когда семинар посвящен формированию команды или лидерству.

Для этого упражнения необходимы как минимум два участника, но результаты будут более впечатляющими, если участников будет восемь; при еще большем количестве играющих результативность будет более низкой, поскольку каждому придется слишком долго дожидаться своей очереди для вступления в игру. Поэтому при работе с группой из двенадцати и более человек я предлагаю разбивать группу на две подгруппы.

Главными задачами первой части упражнения будут:

•    повышение внимательности;

•    объединение группы за счет выполнения группой совместной задачи;

•    научение принципам взаимодействия, особенно в ситуациях, когда необходимо восстановить отношения при проблемах в общении.

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ — ИГРА В СЛОВА

Начните с формирования круга. Лучше проводить это упражнение стоя, чем сидя, так как это повышает энергетический уровень всех участников, особенно тех, кто участвует в игре первый раз.

Принесите мяч, который участники должны будут перебрасывать друг другу в произвольном порядке. Если у вас нет мяча или вы чувствуете, что группа может работать быстрее, то вы можете предложить участникам выполнять это упражнение, указывая друг на друга рукой.

Условия игры к этому моменту должны быть всем понятны. Если мяч падает, или за него начинается борьба, или если разрушается последовательность, задаваемая с помощью движений рук, вам необходимо прервать игру и выяснить, с какими трудностями во взаимодействии столкнулись участники.

Несмотря на то что участники постоянно узнают что-то новое в ходе самого упражнения, именно моменты срыва контакта будут наиболее полезными и иллюстративными. Например, при игре с использованием мяча может возникнуть необходимость уточнения правил: например, участники могут договориться не бросать мяч до тех пор, пока другой человек не будет готов его поймать.

Может оказаться полезным обсудить разные моменты игры, например, то, по каким признакам бросающий мяч может понять, что другой человек готов поймать его. Чаще всего человек, который должен поймать мяч, каким-то образом выражает свою готовность, кивая головой или устанавливая зрительный контакт.

Иногда последовательность, задаваемая с помощью движения рук, нарушается, когда два человека одновременно относят сделанное движение на свой счет. Как группа может разрешить эту ситуацию? Либо следует делать более точное движение (что потребует со стороны соответствующего игрока больших усилий), либо усовершенствовать саму структуру круга.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите участников сопровождать свои действия произнесением какого-то спонтанно выбранного слова. Характер игры способствует этому, так как игра в целом проходит спонтанно: довольно сложно предсказать, когда наступит ваша очередь действовать, вы можете понять это только в тот момент, когда на вас кто-то указывает или вам бросают мяч.

Слово произносится в тот момент, когда мяч перелетает от одного участника к другому. Время движения мяча («пространство спонтанности») — это тот краткий миг, за который нужно подобрать и произнести слово.

Если участник начинает говорить только после того, как поймал мяч, он не попадает в ритм игры. Если это повторяется, то помогите участнику добиться нужной скорости действий, попрактиковавшись в маленькой группе или в паре с вами. Практически все усваивают это после нескольких попыток. Полезно будет время от времени переключаться от игры с мячом к игре с использованием движений рук, так как участники могут слишком бурно реагировать на возможные падения мяча. Главный смысл использования мяча — установить правило быстрого ответа. В игре без мяча правило следует сформулировать так: «Когда на вас кто-то указал, произнесите слово и укажите на кого-то еще».

Во время первых раундов могут использоваться случайные слова. Затем предложите использовать словесные ассоциации, а затем — грамматические конструкции, в которых каждое слово будет связано с предыдущим и которые формируют предложения.

Когда игра проходит удачно, группа начинает придумывать предложение за предложением, которые образуют связный рассказ. Возможно создание совершенно разных рассказов и историй. Если все проходит успешно, группа сама будет удивлена своим неожиданным остроумием и единодушием, у участников появится ощущение настоящей сплоченности и вовлеченности в успешное совместное действие. Вы можете давать некоторые подсказки для построения новых предложений в этой игре, например, такие слова, как: «этот», «мой», «однажды», «когда-то».

Каждый рассказ может использоваться только один раз. Когда рассказ обрывается, участники мысленно отбрасывают его и переходят к новому. В зависимости от причин, по которым рассказ оборвался, вы можете либо сразу же перейти к следующей истории, либо заострить внимание участников на каких-то моментах, из которых они могут почерпнуть что-то полезное для себя.

Ниже приводятся несколько возможных вариантов развития событий.

•    Кто-то не может придумать слово и молчит. Скажите, что у каждого человека на уме всегда есть какое-то слово и что участник может назвать первое, что приходит ему в голову. Нет правильных или неправильных слов. Маловероятно, что в следующий раз у участников возникнет подобное затруднение.

•    Кто-то не может придумать слово и начинает объяснять это, используя для этого словосочетания и предложения. Предложите участнику сделать свой выбор из нескольких слов, которые есть у него в запасе. Попросите его переключить свое внимание от слов к делу.

•    Предложение становится таким громоздким, что теряет всякий грамматический смысл. Позвольте участникам завершить его или же прервите последовательность слов фразой: «Я потерял смысл».

•    Произнесенное слово не было услышано. Попросите группу самостоятельно разрешить ситуацию. Обычно группа просит игрока говорить громче или же находит способ, как справиться с посторонними шумами.

•    Все смеются до полного изнеможения. Сделайте перерыв.

Когда группе удалось хотя бы частично составить несколько рассказов, завершите игру или перейдите к выполнению упражнения «Три эксперта» до того, как уровень энергии снизится.

«Три эксперта»

Упражнение «Три эксперта» можно использовать при обучении навыкам презентации, формированию команды и продвижению товара на рынке. Опытный тренер может также использовать его для других целей, делая акцент на определенных моментах, имеющих отношение к тому, что именно вы хотели бы донести до участников.

Выполнение этого упражнения привносит в обучение элемент выступления перед аудиторией, так как вы делите группу на публику и исполнителей. Организуйте пространство таким образом, чтобы «интервьюер» сидел лицом к ряду из трех кресел или скамейке, на которой сидят три участника.

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ — ИГРА В СЛОВА

Рис. 10.1. Расположение кресел для упражнения «Три эксперта»

УПРАЖНЕНИЕ

Объясните, что каждый из трех человек может, как и в предыдущем упражнении, каждый раз произносить только одно слово, но теперь очередность четко определена: начинает человек, сидящий ближе всего к интервьюеру, затем вступает человек, сидящий посередине, а затем тот, который сидит с краю; затем все повторяется снова в той же последовательности. Участники должны воспринимать себя как «единое мыслящее целое» и ощущать себя экспертами, независимо от темы дискуссии.

Интервьюер выбирает тему случайным образом (например, принимая во внимание предложения со стороны публики) и задает вопрос «гостю». Первый вопрос может звучать следующим образом: «Когда вы начали заниматься садоводством?» или «Пожалуйста, не могли бы вы дать определение астрологии?» Когда тройка заканчивает отвечать на вопрос (произнося каждый по одному слову), интервьюер задает следующий вопрос.

Результатом игры является своего рода представление. Хорошее представление удерживает внимание аудитории и забавляет ее. Плохое утомляет или раздражает ее. Групповое взаимодействие между тремя членами команды «гостей» и между ними и ведущим определяет качество продукта.

После нескольких раундов остановите интервью и спросите выступающих и аудиторию о том, как можно было бы улучшить качество представления. В зависимости оттого, каким количеством времени вы располагаете, позвольте тем же игрокам осуществить поступившие предложения либо замените игроков. Я всегда предпочитаю замену игроков, так как смысл упражнения заключается в том, чтобы все попробовали себя в роли «экспертов». Именно в этой позиции они осознают роль спонтанности при работе в рамках команды и оценивают умение не нарушать течение событий: не оставляя себе времени на раздумья, они увеличивают скорость действия и тем самым удерживают внимание аудитории.

После каждой паузы меняйте тему, чтобы сохранить спонтанность действий участников и не дать им возможность спланировать ответы заранее.

Группы в основном предлагают множество вариантов для улучшения качества выступлений, и большинство из этих вариантов используется игроками. Лучше всего срабатывают рекомендации, связанные с созданием эффекта «здесь-и-теперь» для тройки игроков и использованием приемов «принятия» и «надстройки» со стороны интервьюера.

В зависимости от наличия времени и количества участников можно проводить упражнение с участием большего количества людей, предлагая интервьюеру поочередно работать с двумя группами из двух или трех человек. В этом случае опытный интервьюер должен помочь группам избежать открытой конфронтации и, напротив, привести их к сотрудничеству для развития дискуссии, например, предложив следующий вариант: одна группа выступает в качестве профессионалов, а другая — в качестве любителей.

«Одноразовость»

Одноразовость является важным аспектом импровизации. Мы стремимся найти такие структуры, в рамках которых можно легко отделить то, что существенно (и должно быть сохранено), от того, что несущественно (и от чего можно избавиться).

В историях, рассказанных в ходе выполнения упражнения «Три эксперта», скорее важны такие факторы, как скорость и непрерывность, чем собственно информация, качество которой часто вызывает сомнения. Истории сами по себе являются одноразовыми, и именно поэтому тема рассказа может быть любой и не должна перекликаться с содержанием семинара.

Для опытного тренера не существует ошибок. Участники просто делают то, что делают, и это может приносить или не приносить ощутимые результаты. На какое-то время убеждения человека перестают играть роль. Такая постановка вопроса смущает одних участников и раскрепощает других. Внутреннее структурирование может отвлекать нас от восприятия реальности настоящего момента. Когда мы начинаем соотносить каждый момент с нашими внутренними ощущениями и мнениями, мы упускаем этот момент или, по крайней мере, начинаем менее живо воспринимать происходящее. Вместо того чтобы постоянно находиться в потоке изменений, обдумать которые мы сможем позже, мы позволяем нашим мыслям руководить нашими действиями, уменьшая собственные шансы научиться чему-то новому.

Опытный тренер создает такие условия, в которых не существует неверных шагов. Если участники настаивают на том, чтобы рассматривать некоторые свои действия как ошибки, то они могут воспользоваться всеми преимуществами тренинга как места, где эти ошибки можно совершать. Постепенно они осознают, что перфекционизм может являться препятствием к обучению и творчеству. В каждом конкретном моменте уже содержится все, что необходимо им для того, чтобы сделать следующий шаг.

Перфекционизм

Говорят, что реализация 80% своих возможностей — это совершенство. Нам, как тренерам, подобное утверждение может пригодиться. Если бы мы действовали на все 100 % (если бы мы могли так действовать!), то мы только смутили бы участников. Кроме того, мы могли бы слишком возгордиться собой. Не стоит забывать, что на ошибках учатся, а отсутствие ошибок означает отсутствие стимулов для стремления к совершенству.

Если мы избавимся от потребности делать все «правильно», мы станем вести себя более спонтанно и креативно. Уильям Шекспир устами Гамлета говорит: «Не существует ни хорошего, ни плохого. Таковым делает его наш ум». Одна из проблем перфекционизма заключается в том, что он может мешать вам приступить к какому-то делу. Вы ограничиваете сферу вашей деятельности до тех рамок, в которых вы в достаточной степени уверены в своем «успехе». Вы можете отказаться от того, чтобы попробовать себя в новой игре, виде спорта или хобби; иными словами, вы отказываетесь от осуществления своих глубинных амбиций, опасаясь, что вы можете потерпеть неудачу. Действительно, велики шансы того, что вначале вы будете не на высоте. Но нет ничего постыдного в том, чтобы быть новичком.

Другим препятствием для творческих проявлений является направление всех своих усилий на достижение «правильного» результата. Сатирик Арнольд Браун следующим образом описывает открытие шотландским биологом Александром Флемингом пенициллина на культуре, которую он оставил в лаборатории на ночь: «Если бы он был англичанином, то он просто бы выбросил всю эту грязь».

Ниже приводятся девять способов избавления от перфекционизма и достижения более спонтанного и импровизационного подхода к работе.





Комментарий к статье