Анекдоты и метафоры

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Ранее мы отмечали, что прайминг (предустановка) — это способ усиления доступности понятия для выстраивания наборов терапевтических ответов.

Образная репетиция

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Другое эффективное средство для предустановки и изменения доступности фактов в памяти — это попросить человека подумать о чем-то, представить себе нечто, мысленно репетировать и решать проблему в разных ситуациях возможными способами или объяснить гипотетические последствия. Гипноз можно использовать, чтобы усилить ожидания конкретного результата и оживить в памяти понятия и идеи, совместимые с позитивными результатами и несовместимые с негативными результатами (см. Sherman & Lynn, 1990). Когда суждения будут вынесены и решения приняты, тогда эти идеи станут самыми доступными и послужат основой для последующих действий (Sherman, Skov, Hervitz, & Stock, 1981).

Возрастная прогрессия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Образную репетицию и поиск исключений из проблемы можно проводить на фоне возрастной прогрессии: при этом пациентов просят представить себя в будущем, когда они уже решат свои проблемы, и обратить внимание на меры, которые они предприняли для улучшения своей жизни.

Возрастная регрессия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Многие из тех же самых техник можно использовать, чтобы вызвать ощущение регрессии возраста в более ранние годы жизни (полезный обзор техник возрастной регрессии см. у Хаммонда — Hammond, 1990). Например, терапевт может попросить, чтобы пациент спускался вниз по лестнице, с каждым шагом опускаясь на год в прошлое, или попросить пациента наблюдать за событиями прошлого, разворачивающимися на сцене. Пациентам можно также сделать простое внушение «пойти назад по времени» (Yapko, 1993). Алден (Alden, 1995) описал интересную разновидность техники пузыря, в которой дается внушение «плыть назад к событию и рассмотреть его из безопасного пузыря» (с. 67). Независимо от того, какая техника используется, пациентов обычно просят мысленно воссоздать события или чувства, которые происходили последовательно в более ранние периоды жизни или сосредоточиться на конкретном событии определенного возраста, с внушением заново пережить это событие. Чтобы помочь пациентам справиться с тревогой во время возрастной регрессии к событиям детства, терапевт может, например, «идти рядом» с пациентами, чтобы дать им совет; также пациенты могут сами дать взрослый совет себе — ребенку, поскольку события разворачиваются в памяти, и пациенты могут использовать релаксационные процедуры с якорением, перемещенные в прошлое. Когда предстоит рассматривать напряженные события прошлого, бывает особенно полезно, если такому исследованию предшествуют внушения на переживание счастливого или радостного периода в жизни.

КЛИНИЧЕСКИМ ГИПНОЗ С ДЕТЬМИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Многие из техник, которые мы рассмотрели, можно использовать при работе с детьми, достаточно развитыми для того, чтобы проявить внимание к внушениям, — с теми, которых можно увлечь рассказыванием сказки на ночь, чтением истории или книги или привлечь к участию в истории с аудио- или видеокассеты (Kohen & Olness, 1993). Согласно Рю, Линну и Пинтару (Rhue, Lynn, & Pintar, 1996), наличие способности к созданию мысленных образов и к погружению в гипнотические процедуры подразумевает следующее: веру в то, что куклы и мягкие игрушки, изображающие животных, живые; умение представить себе друзей, животных или предметы и умение притвориться и в некотором смысле поверить, что ты являешься кем-то еще (например, персонажем сказки). Напротив, когнитивный дефицит, бедный контакт с действительностью, малый объем внимания и плохая фантазия — являются противопоказаниями для использования гипнотических методов или снижают их эффективность. Уровень развития ребенка определяет уместность использования гипнотических процедур в большей степени, чем его биологический возраст. Возраст вообще расценивается как вторичный по отношению к способностям ребенка концентрироваться, сосредотачивать внимание, воображать образы и понимать внушаемое.

ВАЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Используется ли гипноз с детьми или со взрослыми, в своих лучших проявлениях он является совместным предприятием, партнерством. Привлекайте пациентов к участию по всем уровням, включая помощь вам в придумывании значимых и персонифицированных внушений. Например, один из нас недавно лечил женщину от ночных кошмаров, ее мужу было трудно успокаивать жену во время доводивших ее до отчаяния, пугающих сновидений, связанных с террором. Она решила, что слова «прекрасный цветок» будут влиять на нее успокаивающе, и повторяла их себе, прежде чем заснуть, и просила своего мужа, чтобы он шептал ей эти слова, если ей будут сниться кошмары. Фраза хорошо действовала, успокаивая ее, и позволяла ей вернуться к комфортному сну.

ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Курение является парадигмой привычки к саморазрушению. Каждый год один миллион американцев присоединяется к разряду новых курильщиков («Онкологи», 2003). Подобная статистика предупреждает, что курение: (а) ответственно за одну треть всех смертельных случаев от рака и увеличивает риск онкологических заболеваний легких, груди, гортани, полости рта, пищевода, поджелудочной железы, шейки матки и мочевого пузыря (НахЬу, 1995); (Ь) удваивает шанс человека умереть от ишемической болезни сердца или от инсульта (McBride, 1992) и (с) является основной причиной хронических обструктивных легочных заболеваний и у мужчин, и у женщин (Американский департамент здоровья и обслуживания человека [USDHHS], 1990).

ГИПНОЗ И ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

ФАКТЫ

Джонстон и Донахью (Johnston & Donoghue, 1971) в первом большом обзоре литературы по гипнозу и отказу от курения сообщили о крайне высоком проценте успеха — более, чем в 94% случаев (Von Dedemoth, 1964). К сожалению, никаких экспериментальных данных, которые доказывали бы это заявление, предъявлено не было. Несколько лет спустя Хант и Беспалец (Hunt & Bespalec, 1974) сравнили шесть методов воздействия на поведение курильщика: вызывание отвращения к курению; лекарственное лечение; обучение и групповая поддержка; гипноз; изменение поведения; разные способы, включающие самоконтроль, ролевую игру и сочетание разных видов терапии. Они пришли к выводу, что гипноз «возможно, показывает самые лучшие результаты» (р. 435) — с установленным процентом успеха, колеблющимся между 15% и 88% случаев. Поскольку показатели успеха в ходе исследований были подобны, они предположили, что выбор терапии (дополнительной к гипнозу — прим, ред.) является вторичным по отношению к самому факту включения курильщиков в терапию.

ПРОГРАММА ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Учитывая, что когнитивно-поведенческие техники эффективны при терапии курения сами по себе и что многие люди мотивированы на участие в программах отказа от курения, включающих гипноз, мы полагаем, что гипноз может быть полезным дополнением для более всестороннего лечения человека с целью отказа от курения.

Компоненты терапии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Гипноз как самогипноз

Обучение самогипнозу — неотъемлемая часть многих успешно проведенных терапевтических программ отказа от курения (например, Barabasz, Baer, Sheehan, & Barabasz, 1986; Basker, 1985; D. Spiegel, Frischholz, Fleiss, & Spiegel, 1993). Участникам сообщают, что необходимо их активное участие и вовлечение в программу. Как отмечено в 4 -й главе, на самом деле вполне законно представлять гипноз как самогипноз (Т. X. Barber, 1985).