Сбор материала осуществлялся при помощи специальной анкеты, разработанной лабораторией по изучению менталитета народов нижневолжского региона Астраханского государственного университета совместно с Институтом психологии РАН.
Результаты исследования
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Теоретический анализ показал, что традиционная ногайская семья в прошлом была патриархальной. Существовали две формы семьи -большая, охватывающая широкий круг родственников, и малая, детско-родительская. Согласно этнографическим и фольклорным данным, возглавляли большую родовую семью дед, отец и старший брат, которым беспрекословно подчинялись все другие ее члены.
Современная Россия в контексте концепции Российской полиментальности
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)В. Е. Семенов (Санкт-Петербург)
Задача данной статьи — взглянуть на современную Россию и ее духовно-нравственные, социальные перспективы с точки зрения авторской концепции российской полиментальности, т.е. базовых российских менталитетов, их совместимости и динамики, соответствия развития страны ее идейно-исторической и социально-психологической сущности.
Введение
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Образ народов исламской культуры в глазах представителей западного мира
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Каковы же стереотипы в представлениях мусульман о культуре и религии?
В западных СМИ существует тенденция в искаженном свете представлять жизненные ценности и поведение народов арабского мира и Ближнего Востока. Это обусловлено сформированными социальными установками, социокультурными стереотипами и предрассудками (подробнее об их действии см.: Журавлев и др., 2011; Социальная психология…, 2002).. Наиболее типичные из них таковы (Abi-Hashem, 1992, 2004).
Развитие отношений христианского и исламского миров: исторический экскурс
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)И мусульмане, и христиане были одинаково убеждены не только в том, что обладают всей полнотой божественной истины, но и в том, что им и только им она была явлена окончательно и бесповоротно. Мусульмане воспринимали христианство как отжившую религию, которую ее адепты стремились сохранить вместо того, чтобы воспринять Слово Божье в его новой и окончательной форме. Христиан можно было терпеть, если они изъявляли покорность. Иначе с ними следовало сражаться до победы, пока они либо не признают правоту мусульманской веры, либо не подчинятся власти мусульманского государства. В свою очередь, христиане считали ислам ложным учением, основанным на воззрениях еретика или фанатика. Обладая множеством общих традиций и верований, целей и стремлений, христианство и ислам соперничали между собой за право считаться основной мировой религией (Луис, 2003, с. 99).
Духовно-религиозные представления и ценности исламской культуры
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Ядром менталитета мусульманских народов являются духовно-религиозные ценности. Для мусульман закон — важная, если не основная, составляющая религии, которая без него непостижима. Закон является божественным, а не человеческим: в человеческом обществе нет места законодательной власти, ибо только Бог вправе устанавливать законы. Отсюда вытекает особое отношение к закону: считается, что он не может вводиться в действие, быть отмененным, утратившим силу, исправленным или дополненным по воле людей. Власть закона абсолютна и распространяется на все стороны жизни и деятельности.
Фундаментализм и возрождение религиозной воинственности ислама в контексте современной геополитической ситуации
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)а) Причины роста исламского религиозного фундаментализма
Современный мусульманский радикализм является своеобразным ответом мусульманского мира на экспансию секуляризированной западной цивилизации — ее отторжения в сочетании с новой масштабной миграцией мусульман в Европу, Америку и другие страны христианского мира (Луис, 2003, с. 69).