2.2. Состояние проблемы ресоциализации личности осужденного в современной пенитенциарной педагогике

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Анализ педагогической сущности процесса исполнения уголовного наказания показывает, что наиболее значимыми проблемами в этой области знания в настоящее время являются исследование воспитательной функции уголовного наказания с позиций системно-структурного подхода, разработка теории и методики перевоспитания личности правонарушителя в процессе исполнения уголовного наказания и ее нравственно-правовой ресоциализации. Для решения этой задачи явно недостаточно данных, полученных в результате уже проведенных исследований. Теоретические выводы, сделанные, в частности, М.П. Прокоповым, основываются на теории информации, причем в основу процесса нравственного перевоспитания осужденных положена идея компенсации воздействий на них. Экстенсивный характер процесса нравственного воспитания, в трактовке М.П. Прокопова, кроме всего прочего затрудняет его практическую организацию.

2.3. Системно-структурный подход как основа построения системы ресоциализации осужденных

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Попытки разработать систему исправления правонарушителя предпринимались неоднократно. Они основывались на теориях: информации, мотивации деятельности, непрерывного воспитательного воздействия и др. Однако в полной мере проблему решить не удалось.

2.4. Влияние уголовного наказания на личность осужденного

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Осужденный к лишению свободы характеризуется особым правовым положением. Его ограничивают в реализации значительной части прав и свобод человека, изолируют от общества, помещают под охрану и надзор. Выполнение предписанных законом специфических обязанностей осужденного обязательно. Специфика его жизни в ИТУ проявляется прежде всего в том, что элементарные нравственные нормы, которые лежат в основе жизнедеятельности человека, превращаются здесь в нормы права. Лишение свободы включает осужденного в субъективно новые для него социальные процессы и различные виды социальной деятельности.

2.5.Динамика личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Как мы уже отмечали выше, лишение свободы, резкое снижение социального статуса, помещение в социально-негативную среду вызывают у осужденного комплекс проявлений, затрудняющих его исправление. Выбор линии поведения осужденным в первые дни пребывания в ИТУ во многом зависит от его отношения к своему преступлению, наказанию в целом и режиму в частности. Влияет на выбор осужденного и микросреда. Механизмы психологической защиты в определенной степени снижают психотравмирующее воздействие самого фактора лишения свободы: осужденный постепенно осознает свое положение, хотя внутренне его не приемлет. Период адаптации заканчивается постепенным привыканием осужденного к своему, новому статусу и условиям жизнедеятельности.

2.6.Социально-педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного (методологические и теоретические проблемы ее разработки)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

При определении понятия социально-педагогической концепции мы исходили из общенаучного определения понятия научной концепции, которая определяется как комплекс идей или система взглядов по проблеме в целом или по отдельным аспектам. Обязательным для научной концепции является наличие базовой (опорной) идеи, которая может быть как гипотетической, так и аксиоматической. Естественно, если научная концепция основывается на гипотетической идее, то основу ее должны составлять достоверная идея или апробированные факты. Общенаучная методология не определяет структуру той или иной научной концепции в силу специфики соответствующей отрасли знаний, необходим лишь выбор базовой идеи и соответствие конкретной научной концепции общим логическим и методологическим требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (Т. Кунн, 1975). Перенося эти общеметодологические положения в область разработки педагогических концепций, мы, разумеется, учитываем известную условность применимости к педагогическим, субъективным законам методов, связанных с познанием объективных научных законов, к которым педагогические законы не относятся. Но так как педагогика отражает и в определенной степени воспроизводит объективно сложившиеся общественные отношения, то любой субъективный закон в той или иной степени отражает объективную действительность и поэтому может быть частью процесса познания.

2.7. Цели ресоциализации личности осужденного в процессе уголовного наказания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Ресоциализация осужденных требует поиска наиболее оптимальных средств воздействия на личность с учетом того обстоятельства, что личность преступника в местах лишения свободы модифицируется в личность осужденного. Что же характеризует личность осужденного? В социальном плане прежде всего это потеря социального статуса. Если под статусом мы понимаем место человека в системе социальных отношений, то статус человека определяется совокупностью наиболее значимых (в обществе) социальных ролей, связанных, как правило, с профессиональной деятельностью, материальным благополучием, авторитетом в обществе.

2.8. Система социально-педагогических средств ресоциализации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Принципы ресоциализации не формируют целей ресоциализации. Они являются педагогическими средствами достижения этих целей. В течение ряда лет нами также разрабатывалась система принципов ресоциализации, без которой, как представляется, невозможно выявить преемственность отдельных положений, являющихся исходными для пенитенциарной педагогики. Система принципов ресоциализации определяется нами как единый логический ряд, в котором каждому принципу отведено особое место в зависимости от степени его важности и ценности:

  1. Исправление через субъектное развитие личности.
  2. Единство деятельностного и полисубъектного подходов к развитию личности.
  3. Нравственно-правовая ресоциализация личности осужденного.
  4. Рефлексивное управление процессом ресоциализации на различных этапах отбывания уголовного наказания.
  5. Опережающее педагогическое прогнозирование развития личности осужденного.

2.9. Педагогические условия ресоциализации личности осужденного

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Социально-нравственное содержание жизнедеятельности осужденных в процессе уголовного наказания сознательно проектируется и осуществляется администрацией совместно с осужденными в нравственно-правовой деятельности, имеющей четкую структуру и функции, сопряженные с общей структурой уголовного наказания. В состав системы нравственно-правовой деятельности входят:

  • социально-нравственное целеполагание, стимулирование и мотивация нравственно-правовой деятельности, принятие осужденными социально-нравственной цели, этическое содержание действий, и развивающихся взаимодействий и отношений администрации и осужденных, формы и способы освоения осужденными содержания и структуры нравственно-правовой деятельности, выбор нравственно оправданных средств достижения социальных целей, самоорганизация и саморегуляция социальной и нравственно-правовой деятельности, самоконтроль и самоанализ, самооценка деятельности, поведения и их результатов, последствий. Организация нравственно-правовой деятельности осужденных стимулирует необходимые компоненты нравственно-правовой сферы их личности, вызывает эффект интеграции.

2.10. Социально-педагогическая система исполнения уголовного наказания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного, разработанная автором, неизбежно предполагает и реформу самой системы исполнения уголовного наказания. Проблема построения системы исполнения уголовного наказания как особого типа деятельности, обеспечивающей ресоциализацию личности, решается нами, с одной стороны, на основе современных психолого-педагогических знаний о динамике психологического состояния правонарушителей в процессе исполнения уголовного наказания и характере изменения их деятельности, с другой — на основе анализа реально сложившейся в ИУ практики исполнения уголовного наказания, где ее роль и задачи акцентированы на задачах исправления и ресоциализации личности.

Глава 3. К вопросу о духовно ориентированной психологической помощи в процессе ресоциализации личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

 В настоящее время учеными психологами все более осознается необходимость рассмотрения человека в его целостности, т.е. не только как телесного и душевного, но и как духовного существа.