И. П. Павлов установил один из основных законов высшей нервной деятельности — закон индукции нервных процессов. Согласно этому закону всякое нервное возбуждение не остается изолированным, а влияет на другие участки коры большого мозга. Одна из форм этого влияния заключается в том, что очаг более сильного возбуждения тормозит очаги более слабого возбуждения, причем деятельность очага более сильного возбуждения усиливается за счет заторможенных участков коры мозга.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Различаются два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Если в танковой колонне нам встретится танк невиданного еще типа, то мы невольно обратим на него внимание. Встретив человека, одетого до странности необычно, мы тоже заинтересуемся им. Во всех этих случаях внимание возникает непроизвольно. Но внимание может осуществляться и в актах воли. Примером такого произвольного внимания является сосредоточение летчика-истребителя на преследуемом им самолете противника.
УСЛОВИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Физиологической основой непроизвольного внимания является согласно учению И. П. Павлова ориентировочный рефлекс. Под ориентировочным рефлексом И. П. Павлов понимает безусловный рефлекс, проявляющийся в готовности животных отвечать на появившийся раздражитель. То же значение имеет ориентировочный рефлекс и для человека. Если, например, сзади нас неожиданно раздастся выстрел, мы невольно оглянемся.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Решающая роль в жизни человека принадлежит произвольному вниманию, ориентированному на сознательно поставленную цель. Непроизвольное внимание интересует нас постольку, поскольку оно может содействовать или мешать переходу внимания в волевую форму. Произвольное же внимание включено во все основные виды деятельности человека. Поэтому изучение этого вида внимания приобретает особое значение.
ВНИМАНИЕ И РАССЕЯННОСТЬ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Внимание противопоставляется обычно рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Действительно, имеют место случаи, когда рассеянность является результатом недостаточного развития концентрированных форм внимания.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Внимание возникло и развилось в процессе труда. Общая тенденция развития внимания может быть определена как переход от форм непроизвольного к формам произвольного внимания. Удовлетворяя свои потребности путем трудового воздействия на природу, люди овладевали все более сложными формами произвольного внимания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Без внимания невозможна целенаправленная деятельность. В процессе учебной работы внимание обеспечивает учащемуся необходимую глубину и точность восприятия, помогает лучше осмыслить материал и запомнить его. Не меньшее значение имеет внимание и в производственной деятельности человека. Только при внимательном отношении к выполнению порученной работы можно добиться должной эффективности.
ПАМЯТЬ И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Однажды воспринятое и пережитое людьми не исчезает бесследно, а сохраняется в их мозгу. Это обеспечивает возможность воспроизводить то, что ранее было воспринято или совершено и пережито человеком. Процесс запечатления, сохранения запечатленного и воспроизведения или узнавания того, что ранее было воспринято, пережито или совершено человеком, и называется памятью.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Память лежит в основе знаний человека. Знания же являются одним из главных условий успеха деятельности.
Для того, чтобы лучше пользоваться своей памятью, сделать ее более продуктивной, необходимо понять те закономерности, каким она подчиняется. Остановимся сначала на процессах памяти. Под процессами памяти понимается запоминание, воспроизведение и узнавание.