X

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

Глава 1. Семейная психология как теоретическая и практическая наука

1.1. История семейной психологии и семейной психотерапии

1.2. Системный подход в семейной психологии

1.3. Структурно-функциональные характеристики семьи

1.4. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы

1.5. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейной системы

Глава 2.Общая типология методик психологического обследования семьи

Глава 3. Диагностика родительско-детских отношений

3.1. Типология методик диагностики родительско-детских отношений

3.2. Методики для детей (подростков)

3.2.1. Методика «Рисунок семьи»

3.2.2. Методика «Семья животных»

3.2.3. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

3.2.5. Модификация оценочно-самооценочной методики

3.2.6. Детский апперцептивный тест

3.2.7. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони

3.2.8. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников

3.2.9. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

3.2.10. Опросник «Подростки о родителях»

3.2.11. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской

3.2.12. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго

3.3. Методики для взрослых

3.3.1. Анамнестический опросник

3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

3.3.3. Опросник родительских отношений Варги — Столина

3.3.4. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса

3.3.5. Опросник родительских установок PARY

3.3.6. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)

3.3.7. Опросник Е.О.Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения»

3.3.8. Шкала родительской озабоченности

3.3.9. Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

3.4. Методики для обследования диады родитель—ребенок

3.4.1. Методика «Архитектор—строитель»

3.4.2. Совместное складывание куба Линка родителем и подростком

3.5. Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых

3.5.1. Цветовой тест отношений А.Эткинда

3.5.2. Методика «Модель личностной сферы» Р.Шмидека

3.5.3. Семейная социограмма

3.6. Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей

3.6.1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской

3.6.2. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой

3.6.3. Опросник родительского отношения к детям — «зеркало» для АСВ

Глава 4. Диагностика супружеских отношений

4.1. Ролевая структура семьи

4.1.1. Семейные роли и опросник распределения ролей в семье

4.1.2. Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека

4.1.3. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой

4.2. Особенности общения между супругами

4.3. Супружеские конфликты и их диагностика

4.3.1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской

4.3.2. Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна

4.4. Диагностика совместимости

4.4.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е.Алешиной

4.5. Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов

4.5.1. Опросник сексуальности Айзенка

4.5.2. Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г. Алена, К. Мартина

4.5.3. Методика оценки сексуального профиля

4.6. Вариант методики «Незавершенные предложения» — «Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова

4.7. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде

4.8. Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов

4.8.1. «Семейные психологические тесты» из популярных журналов — «за» и «против»

4.8.2. Примеры «обыденных» семейный тестов

Глава 5. Психологическое обследование семьи как целого

5.1. Исследования семейной истории

5.1.1. Генограмма

5.1.2. Методика «Линия жизни семьи»

5.2. Семейная реконструкция и семейные расстановки

5.2.1. Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии

5.2.2. Методика «Семейная доска»

5.2.3. Системный тест Геринга

5.3. Опросники удовлетворенности браком

5.3.1. Опросник удовлетворенности браком В.В.Столина, Т.Л. Романовой, Г. П. Бутенко

5.3.2. Опросник Ю. Е.Алешиной

5.3.3. Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика Дж. Готтмана)

5.4. Семейный стресс и семейная тревога

5.4.1. Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий по оценкам подростков (исследование О.А.Идобаевой)

5.4.2. Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона

5.5. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы

ОТ АВТОРА

С развитием психологической практики, появлением в психологической литературе новых методик, которые быстро осваивались моими дипломниками и аспирантами, курс расширялся и обобщался. Этому способствовал и наш собственный опыт возрастно-психологического консультирования, которое мы проводили с 1983 г. Интересно, что начинался курс исключительно как знакомство с еще немногими в те, 1980—1990-е, годы методиками диагностики родительско-детских отношений. До сих пор в многочисленных изданиях этот раздел оставался практически единственным в семейной диагностике: три-четыре методики — АСВ, ОРО, PARY, иногда ADOR или методика Рене Жиля — кочевали из пособия в пособие. Но раздел «Диагностика родительско-детских отношений» за последние годы существенно преобразился — теперь здесь приходится обозревать около двух дюжин методик.

Второй раздел посвящен обзору методик диагностики супружеских отношений. Достаточно много методик этого раздела разработаны и внедрены в практику семейного консультирования социальными психологами или даже социологами. Здесь представлены и методики, обследующие сексуальное общение супругов, и методики, направленные на диагностику распределения семейных функций, конфликтов, стилей общения и проч. В этот раздел мы включили и некоторые методики, которые лишь частично относятся к данной проблематике. В нем содержится обзор 24 методик.

Одним из самых востребованных в семейном психологическом консультировании и семейной психотерапии является психодиагностический подход к семье как целостной системе. Мы собрали методики, обследующие семью как целое, как систему в отдельную главу. Здесь мы знакомим читателя с генограммой, многочисленными вариантами «Семейной доски» и их возможностями, с диагностикой сплоченности и гибкости семейной системы, а также с диагностикой удовлетворенности браком как интегративным системным показателем качества семейной жизни. Конечно, многие из методик обследования семьи как целого являются в сущности психотерапевтическими диагностическими методиками. В этом смысле и в области психодиагностики семьи происходит известное разделение психодиагностических методик на стандартизированные и клинические. Любая диагностика есть одновременно воздействие, интервенция, особенно в практической психологии. Некоторые из психодиагностических методик являются неотъемлемой составной частью процесса воздействия на семью в ходе психологического консультирования или психотерапии. В разделе представлено 23 методики.

Каждая из методик — а их, как мы видим, более 70! — представлена в главах и параграфах настоящей книги как потенциальное задание практикума. В большинстве случаев мы даем краткую общую характеристику методики, типовую инструкцию, текст самой методики (вопросника), описание измеряемых ею параметров, ключи, таблицы перевода «сырых» баллов в стандартные (если они опубликованы), направления интерпретации полученных данных. Практически всегда мы даем ссылки на первые или наиболее полные публикации методик. Хотим предупредить читателя: в пособии обозреваются и методики, которые в полном объеме еще нигде не опубликованы, и, следовательно, в печати пока нет ни ключей к методике, ни даже самого текста методики. В этом случае мы опираемся на имеющиеся в печати описания опыта разработки и использования соответствующих методик.

Важно, что примерно в половине случаев мы даем краткое описание конкретного исследования, проведенного с помощью обозреваемой методики, или ссылки на известные нам исследования или описания консультативных случаев, «высвечивающих» возможности и особенности определенной методики. Именно этого описания конкретного опыта использования психодиагностических методик в практике исследования семьи и семейного консультирования, с нашей точки зрения, не хватает имеющимся в этой области изданиям. Часть из обозреваемых исследований проведена нами совместно с нашими аспирантами и дипломниками. Именно за счет этого раздела (как и за счет новых психодиагностических методик) будет прирастать наше пособие в будущем. На сегодняшний момент в пособии все еще есть методики, которые не были включены в наш исследовательский или практический опыт, а введены в практикум в чисто ознакомительных учебных целях.

Отдельно мы хотели бы остановиться на названии практикума — «Психологическое обследование семьи». Выбор понятия «обследование» вместо, казалось бы, более уместного «диагностика» не случаен. Виды работ психолога с семьей, связанные со сбором психологической информации о ней: в исследовании, консультировании, сопровождении, психотерапии, мониторинге ее состояний, — настолько разнообразны, что выходят далеко за пределы собственно психодиагностики. Экспери энтальные методы исследования (обследования) межличностных отношений в диадах, генограмма, «Семейная доска», совместное сочинение сказок, совместное семейное рисование, да и просто анкеты первичного приема семьи и проч. — все это методы обследования семьи, но никак не методы психодиагностики в привычном узком смысле слова. Они не менее важны и интересны, чем стандартизированные тестовые методики. Тем более что о качественной валидизации и стандартизации большинства психодиагностических методик все еще приходится только мечтать.

В заключение обратим внимание читателя на то, что собственно психодиагностическим главам в пособии предшествует небольшая глава — «Общая типология методик психологического обследования семьи», которая является своеобразным мостиком между семейной психологией как наукой и психодиагностикой, психологическим обследованием семьи как практикой. Здесь мы вводим некоторые важные для нас понятия и принципы и обосновываем структуру диагностических глав пособия.

Настоящее пособие является нашим вкладом в принятую на себя секцией психологии семьи, семейного консультирования и психотерапии Российского общества психологов (автор руководит этой секцией с апреля 2003 г.) миссию введения семейной психологии как специализации в учебные планы подготовки психологов, а также вкладом в методическое обеспечение подготовки и переподготовки семейных психологов. В планах секции (и в планах кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ) подготовить кроме практикума по психологическому обследованию семьи учебное пособие «Семейная психология», а в дальнейшем и хрестоматию по семейной психологии и семейному психологическому консультированию. Следует сказать, что кафедральное учебное пособие «Возрастно-психологическое консультирование», которое понимается нами как раздел семейного психологического консультирования и как составная часть готовящегося учебно-методического комплекса, выдержало за последние тринадцать лет три издания.

Автор считает себя собственно автором-составителем настоящего практикума. Конечно, практикум можно писать научным коллективом — если он (практикум) этим коллективом и разрабатывался. Но он может быть составлен и автором соответствующего спецкурса, чем мы и воспользовались, тем более что в пособии мы знакомим читателя (преподавателей-психологов, студентов) с избыточным набором методик для психологического обследования семьи, предоставляя возможность их выбора.

Особую оговорку хочется сделать в отношении читателя-практика (школьного психолога, психолога-консультанта и семейного психотерапевта): настоящее пособие предназначено лишь для общего знакомства и апробирования студентами, слушающими соответствующий курс, методик обследования семьи.

В самом практикуме, который мы ведем на факультете психологии МГУ, мы различаем три уровня знакомства студентов с методиками:

1) знают методику, познакомились с опытом ее использования и попробовали ее провести на одном-двух испытуемых, проанализировали результаты и сделали возможные выводы;

2) знают методику, немного знакомы с опытом ее проведения, «держали ее в руках», но сами ее не проводили;

3) знают методику, но «в руках не держали», хотя знают, где она опубликована.

При этом важно, что наши студенты слушали до курса «Психологическое обследование семьи» семестровый общий курс «Семейная психология» и владеют понятиями и схематизмами семейной психологии.

Для того чтобы использовать соответствующую методику на практике, настоящего пособия психологу недостаточно! Мы не можем описать ее здесь так же подробно, как это делается в авторских публикациях методик и практически полностью убрали из описания методик данные по их валидности и надежности. Мы не имеет возможности познакомить читателя подробно ни с исследованиями, проведенными с помощью описываемых методик, ни с опытом их использования в различных практических ситуациях и даем только некоторые примеры и отсылку к соответствующей литературе. Конечно, мы понимаем, что реально в России сегодня нет рынка психодиагностических методик; немногочисленные психодиагностические центры и лаборатории пока плохо методически и технически оснащены; качество имеющегося на руках психодиагностического материала оставляет желать лучшего. Только поэтому любой новый практикум и рассматривается читателем как сборник тестов. Да, вы в пособии найдете богатый материал, но это не сборник тестов, это — учебное пособие-практикум, ставящий целью ознакомление с методами обследования семьи и первого апробирования их студентами. Мы надеемся, что заинтересованные читатели-практики выйдут на указанные нами исходные публикации методик и опыта их применения, познакомятся с ними и только после этого будут использовать понравившиеся методики на практике.

admin:
Еще статьи